Как в Беларуси развивается водный туризм?
Экскурс в историю
Это уже потом появились автострады, железные дороги и авиасообщение. Но еще относительно недавно обычным для Беларуси делом было регулярное пригородное и междугороднее (а по нынешним понятиям даже международное!) сообщение по рекам. Из Гомеля в Киев на торговые ярмарки добирались по воде!
Прибытие пассажирского парохода из Могилева в Киев. Начало ХХ века.
Граф Потёмкин в Кричеве еще в 1785 году судоверфь основал. А Владислав Пусловский, богатейший белорусский промышленник, в 1850 уже на своем пароходе «Висла» между Кременчугом и Пинском туда-сюда ходил. В 1900 каждый день и через день ходили пароходы Киев – Минск (!), Киев – Могилев – Орша и Киев – Гомель. В 1910‑м пароходы курсировали из Витебска в Велиж, а вниз по течению - до Двинска (современный Даугавпилс). Было постоянное пароходное сообщение между Гомелем и Пропойском (современный Славгород) по реке Сож. По реке Стырь от Пинска до Старокони и до Любешева ходили 4 парохода.
Всего к середине XX века 239 самоходных судов и 810 барж бороздили просторы Днепра, Припяти, Сожа, Буга, Двины, Немана. Работали Гомельский, Пинский и Бобруйский судостроительные заводы. И на них собирали пассажирские суда на подводных крыльях «Ракеты» и их модификации «Беларусь» и «Полесье». В том числе на экспорт! Теплоход вмещал 40 пассажиров и развивал скорость до 65 км/ч, осадка на крыльях – 40 см. Данная модель была ориентирована на наши речные условия: узкое извилистое русло и мелководье. Они и по сей день эксплуатируются в некоторых странах. А вот история белорусского ракетоплавания канула в лету вместе с развалом Союза.
Нынче использование водных путей уже не играет такой значительной роли в экономике страны, да и водный туризм сейчас в большей степени — экзотика. Белорусский речной флот представлен максимум обзорными экскурсиями (полчаса-час) на небольших прогулочных теплоходах. И круизным трехпалубным теплоходом «Белая Русь», на котором можно отправиться в 8-дневный тур Брест - Мозырь - Наровля. Красивый, шикарный, дорогой. Но – один. И даже не все белорусы о нем знают. Всего 16 кают вместимостью 34 пассажира, которые раскупают еще в мае российские туристы! Однако надежда на полноценное возрождение этой перспективной отрасли все-таки есть.
Водный путь: в каком состоянии?
У нас нет выхода к морю, но зато 90 тысяч километров рек. В основном (93%) это мелкие речушки и ручьи длиной до 10 км, но как минимум девять имеют протяженность более 500 км и все они частично судоходны. Важнейшие водные артерии - Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман, Днепро-Бугский канал, Мухавец, Пина. Сегодня в судоходстве задействовано только 2136 км. водных путей, из них чуть больше половины – с гарантированными габаритами. А пригодны – около 3.5 тысяч. То есть кораблям у нас есть, где развернуться. Водный парк страны насчитывает более 700 судов. Есть 7 речных портов. Еще недавно был 8-й в Могилеве, но его перевели в разряд технического участка.
- Но для пассажирских перевозок все наши водные пути использовать можно. Даже с учетом меженя теплоходы с низкой осадкой везде пройдут. Ниже 70 см очень редко опускается вода на внутренних водных путях. Иными словами, возможности для водного туризма есть, - говорит директор Государственной администрации водного транспорта ТАТЬЯНА ТАБОЛИЧ. – На нашем сайте ежедневно размещается информация о состоянии внутренних водных путей: описание всех эксплуатируемых участков белорусских рек, подробные габариты (длина, глубина, ширина, радиус кривизны), ежедневно обновляемая сводка по уровню воды в реках. На интерактивной карте обозначена вся инфраструктура: порты, шлюзы, ГЭС, мосты, обслуживающие предприятия. В режиме онлайн можно посмотреть, где какая глубина, навигационные знаки, температура воды, подмостовые габариты. В сводном информационном бюллетене - актуальные данные, где какая ситуация, препятствия, опасные участки.
Вся нормативная база на внутренних водных путях сформирована. Судоходство регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта. Водные пути, их границы и участки обозначены постановлением Министерства транспорта №12. Например, Заславское водохранилище (Минское море) – не относится к внутренним водным путям, поэтому осуществлять перевозку пассажиров за деньги или эксплуатировать судно внутреннего плавания там нельзя. А Августовский канал (22км) только в 2020 году вступил в разряд внутренних водных путей. В прошлом году там отрегулировали движения судов Правилами плавания по внутренним водным путям: где могут корабли заходить, допустимая скорость, где стоянки, где разрешено проводить спортивные мероприятия, где есть места для плавучих гостиниц. Недавно статус внутренних водных путей обрела и Свислочь (18км) – от Дроздов до парка Горького. И скоро, надо ожидать, в Минск будут заходить суда, речные трамвайчики, появится освещаемое навигационное оборудование. Три прогулочных теплохода планируется спустить на воду в Дроздах. А если построить шлюз, то можно и регулярный речной маршрут сделать до парка Горького на протяжении всей навигации.
Иными словами, техническая и правовая база есть, инфраструктура работает. Есть институты, которые обеспечивают безопасность, технический надзор. Конечно, по словам Татьяны Таболич, хотелось бы пойти по пути России, где формируется бюджет из расчета на каждый км внутренних водных путей: «Наши финансовые возможности в разы скромнее. Тем не менее, реки обслуживались и обслуживаются постоянно. Мы ежемесячно выходим на пути и замеряем глубины. Понимаем, что, где и в каком состоянии. Но на полноценное исследование нужны средства. Тут все взаимосвязано: чем меньше судоходство, тем больше зарастают внутренние водные пути. Чем меньше мы их обслуживаем, тем меньше судоходство. Если ничего не делать, реки обмелеют»
Например, есть проблемы с Западной Двиной. Русло ее извилистое, местами с порогами. Сейчас река все больше заболачивается. И нет возможности по всей длине организовать судоходство.
- Начали строительство каскада из 4 гидроэлектростанций. Построили Витебскую и Полоцкую. А между ними должна быть по проекту еще Бешенковичская ГЭС, - обрисовывает ситуацию начальник управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси АНДРЕЙ ЧЕРНОБЫЛЕЦ. - Из-за того, что ее не построили, это ухудшило полноводность реки в Витебске. Изменился режим и уровень воды опустился на полметра. Если построить промежуточный гидроузел, о чем сейчас вносим предложения, то из Витебска в любое время можно подниматься вверх по течению, проходить специальный шлюз и вволю любоваться Двиной. Речные перепады уже не помешают теплоходам подняться туда — вплоть до музея-усадьбы Ильи Репина «Здравнёво» и дальше на 3 дня туда-обратно. Если говорить про многодневные водные маршруты – наверно, интересна Березина, с верховья и аж до Речицы, красивая природа, много санаториев, можно туристическую историю Наполеоновских войн 1812 - сражение на Березине - накручивать, но есть проблемный участок – Борисов, где река пересыхает летом. Сейчас – 1.5 метра. Очень интересен Брест - река Мухавец делит его на две части: левый берег города застроен современными домами , а правый — улицы со старинными домами. И можно организовывать прогулочные маршруты с одного берега на другой. Но…
Кто этим всем занимается
Структура белорусских речных организаций очень обширна, и можно только удивляться, что при такой распространенности пассажирские перевозки переживают свой декаданс.
Административные органы — Государственная администрация водного транспорта, Белорусская инспекция речного судоходства и Белорусская инспекция Регистра. Разрабатывают и строят корабли «Пинский судостроительно-судоремонтный завод» и «Белсудопроект». За морские перевозки отвечает «Белорусское морское пароходство», за речные — «Белорусское речное пароходство», а еще есть региональные предприятия «Днепробугводпуть», «Днепро-березинское предприятие водных путей», днепро-двинское предприятие водных путей «Белводпуть».
Где еще ходят теплоходы
К сожалению, пассажирских теплоходов становится с каждым годом все меньше и меньше. Пройтись по воде сегодня можно в Бресте, Могилеве, Витебске, Пинске, Минске, Гомеле, Гродно. Правда, рейсовых корабликов/катеров не осталось: сейчас все такие покатушки — только прогулочные. Возраст судов, как правило, 40 лет с хвостиком, и только в Могилеве и в Витебске – относительно молодой флот, из поколения 2010-х… Ну и единственное, и самое современное - полноценное круизное судно, которое совершает 8-дневные рейсы, «Белая Русь» - 2017 года постройки.
Речной круиз по Полесью «Все включено»
Официальное появление речных круизов в Беларуси произошло шесть лет назад, когда на воду спустили маленький круизный теплоход «Белая Русь». Строили его в Пинске шесть лет, переоборудовав из технического судна, попросту нарастив двухпалубную надстройку. Превращение баржи в лайнер велось по программе развития Припятского Полесья. Финансирование осуществлялось за счет инновационного фонда Министерства транспорта и коммуникаций, собственные средства в проект вкладывало предприятие «Днепро-Бугский водный путь», к которому этот теплоход и приписан.
Совершая за год 24 рейса по маршруту р. Мухавец – Днепро-Бугский канал – р. Пина и Припять, «Белая Русь» перевозит не более 720 пассажиров. В маршрут круиза входят Брест, Пинск, Национальный парк Припятский, Мозырь. Скорость движения теплохода — около 15 километров в час. По пути маршрута судно делает короткие остановки в небольших белорусских городах и селах. Стоит такое удовольствие от 1,5 до 3,6 тысяч бел.рублей на одного человека. Наверное, в этом и кроется причина низкой популярности такого вида отдыха среди белорусов. За первые восемь рейсов «Белая Русь» перевезла 156 пассажиров. Из них только девять — белорусы. В 2019 на борту уже побывало 621 пассажира. На сегодня 70% билетов до конца навигации раскуплено. При этом некоторые россияне и по третьему разу едут.
«Ах, белый теплоход, бегущая вода»
Гродно
Пожалуй, самое яркое прогулочное судоходство – на Августовском канале. Пройти через старинные гидротехнические сооружения можно на теплоходе «Неман» и «Ольга Соломова». Большое количество шлюзов и разводных мостов добавляют к прекрасным ландшафтам некоторую техногенную изюминку… Уникальный четырехкамерный шлюз «Немново» позволяет за четыре этапа преодолеть почти 10-метровый перепад высоты, правда растянется это удовольствие на целый час. В выходные «Неман» совершает 11–12 рейсов, а «Ольга Соломова» — 6–7 рейсов. Катают туристов как группами, так и отдельных желающих. Час на теплоходе «Неман» стоит 15 рублей. Также можно арендовать теплоход целиком: 1 час — 550 рублей.
Брест
Брестчан катает по реке Мухавец теплоход "Гродно", 1980-го года постройки. Три прогулочных рейса в будний день и четыре – в выходные. Кроме понедельника и вторника. Стоимость 50-минутной прогулки – 5-10 рублей. Возможна аренда теплохода за 350 рублей в час на ходу или по 250 рублей - на стоянке. Вместимость судна - 150 пассажиров (после модернизации). Для того чтобы оказаться в городе Брест, теплоход прошел расстояние в 6,5 тысяч километров - из Москвы-реки сначала через Оку попал в Волгу, потом по Дону вышел в Азовское море, затем в Черное море. Оттуда по Днепру и Припяти и, преодолев шлюзы Днепро-Бугского канала, занял свое место в флотилии речного порта.
Могилев
По выходным прогулочный теплоход «Могилев» собирает пассажиров (до 80 человек) на 50-минутную прогулку по Днепру. От причала гостиницы «Турист» до Фатинского залива, возвращается в район Шмидтовского моста и обратно к причалу. Без экскурсионного сопровождения. Стоимость 8-12 рублей. На воду новое туристическое судно спустили в 2012 году в Пинске. По Припяти, Киевскому водохранилищу и Днепру переправили в Могилев.
Витебск
Теплоходы «Витебск» (50 мест) и «Северная столица» (80 мест) курсируют от площади Победы до парка Советской армии в Мазурино и обратно. Билет – 5-10 рублей. Тоже только по выходным и только до 7 вечера. Исключение – период «Славянского базара», когда «Северная столица» перевозит пассажиров ежедневно, а «Витебск» превращается в ресторан на воде на причале у театра им.Я.Коласа. Есть варианты организации прогулочных рейсов до деревни Барвин или до музея-усадьбы И. Е. Репина «Здравнёво». В обоих случаях - с прохождением шлюза Витебской ГЭС, с наибольшим перепадом уровня воды в республике - 13 метров. К слову, теплоходы были построены в 2010-11-х года в Пинске.
Пинск
Прогуляться по реке Пина и Припять можно на теплоходе "Пинск" в любой день, кроме понедельник и вторника. 40-минутная поездка – 5 рублей. Двухпалубный теплоход уже не первой молодости, построен был в 1979 году в Москве и до 2010 года назывался «Витебск». Планировалось, что он будет бороздить просторы Минского моря. Корабль доставили на море Черное, оттуда на борту сухогруза по Днепру перевезли в Киев. Из украинской столицы “Витебск” уже своим ходом приплыл в Пинск. Казалось, до столицы остается последний рывок, однако наземного транспорта, который мог бы переправить 80-тонный теплоход к месту назначения, в Беларуси не нашлось. Так он и остался на Припяти. Вместимость судна - 243 пассажира. Осадка - 1,15 м. Арендовать теплоход можно за 200 рублей в час на ходу и за 130 рублей в час на стоянке.
Гомель
По реке Сож теплоход «Гомель», вместимостью 243 пассажира, совершает прогулки только по выходным (40 минут за 10 рублей). Путешествие начинается от Киевского спуска, на территории дворцово-паркового комплекса Румянцевых-Паскевичей, вверх по реке до дельты Ипути, обратно до лебяжьего пруда и оттуда до Киевского спуска. Теплоходу уже тоже 40 лет с хвостиком. Но в этом году ему обновили палубную часть и внешний корпус, частично заменили деревянные панели и столешницы на верхней палубе. Возможна аренда теплохода за 350 рублей в час на ходу или по 240 рублей - на стоянке.
Минск
Раньше в Минске по реке Свислочь возили пассажиров теплоходы "Новый Несвиж", "Альтаир" (в районе Дворца спорта) и "Августин" (в районе парка им. Горького). Сейчас есть только получасовые прогулки по Комсомольскому озеру на теплоходе "Свислочь". Он вмещает 30 пассажиров и ходит не по строгому расписанию, а по мере наполнения. По пути его следования - Птичий остров, остров Комсомольцев и фонтан «Парус» посреди озера. Цена билета – 5-7-10 рублей, в выходные – 7-12 рублей. А каждый вечер пятницы и воскресенья на теплоходе проходят вечера классической музыки! Цена билета на прогулку – 10-15 рублей. Можно забронировать теплоход целиком: 300-350 рублей за час в будни и 400-450 рублей в выходные. «Свислочь» - старичок речного флота - был построен еще в 1958 году в Бобруйске. В 2005 году его модернизировали на Речицком судостроительном заводе, придали более современный вид и улучшили эксплуатационные характеристики. Сейчас здесь и светомузыка, и караоке, и комната отдыха, и банкетный зал, и услуги кальянщика. Долгое время он ходил по Минскому морю, а с 2019 перебрался в минский Парк Победы.
А вот на Минском море теплоходы больше никого не катают. Но можно арендовать маленький теплоход "MAJOR" на 12 человек (раньше назывался «Дядя Федор») – за 200 рублей в час.
Туров
Здесь нет теплохода. Зато есть единственная в Беларуси плавучая гостиница «Полесье». Вместе с буксиром «Припять» она пришвартована к берегу в самом центре города, на Красной площади. Максимальная загрузка гостиницы — 16 человек. При желании можно на ней даже отправится в большое плавание по Припяти на несколько часов, если арендовать ее под ключ. Интерьер «Полесья» выполнен в стилистике флотской гостиницы. Деревянные каюты вместо комнат, окна — иллюминаторы. Рядом мини-кухня: плита, мойка, микроволновка, холодильник. Весь персонал плавучей гостиницы — капитан, мотористы, по желанию клиента еще повар и официанты.
Было да сплыло
Несколько лет назад пассажиров катали по Минскому морю «Вилия» и «Свислочь». В Речице ходил теплоход «Ведрич», в Могилеве – буксир с плавучей верандой «Волна». Речные порты также есть в Бобруйске, Микашевичах, Мозыре, Речице, но пассажирских перевозок там нет (за исключением круизного тура на «Белой Руси»). Теплоход «Мечта», который ходил в Бобруйске с 2010 года, в этом году со второй попытки продали с аукциона. Из-за обмеления Березины речные прогулки там становились все реже и реже, буквально пару летних месяцев, а потом и вовсе прекратились. Из-за долгого простоя в бухте теплоход пришел в плачевное состояние: когда его подняли из воды, в днище насчитали 18 сквозных дыр. «Мечту» выкупила минская фирма «Суприм Ф1». Новые хозяева планируют, что после полной реконструкции теплоход будет курсировать в водохранилище Дрозды, а в холодное время года работать в формате «плавучего кафе».
Еще в 2011 году из Мозыря в Туров ходила регулярная «ракета» на подводных крыльях — не туристическая и не круизная, а обычный рейсовый катер. Из Лоева и Пинска ходили обычные рейсовые корабли в соседние деревни, отрезанные водой от своих райцентров. К 2017 году в стране не осталось ни одного регулярного речного маршрута: не выдержали конкуренции с более дешевым автомобильным транспортом.
Перспективы водного туризма
- Самая перспективная история, над которой мы сейчас активно работаем, - это строительство еще одного круизного лайнера, на 100 мест, - говорит АНДРЕЙ ЧЕРНОБЫЛЕЦ. - Это ниша на сегодня не заполнена, она окупаема и экономически выгодна. Как минимум два парохода могли бы ходить навстречу друг другу. Концепция судна и архитектурный проект есть. Опыт строительства тоже: «Белую Русь» построили – не утонула, ходит и пользуется популярностью. Есть организации, которые проектируют. Технически есть, где построить – в Пинске, и есть слип, чтобы спустить корабль на воду. Все работает. Опыт есть. На Дунае наши судна работали, на Днепре. Но у нас проблема с кадрами: их на пальцах одной руки пересчитать можно. Все сварщики, судосборщики уехали работать в Россию. Мы по всей стране не наберем нужного количества компетентных специалистов. Нужно говорить о том, чтобы пригласить 30-40 судостроителей из России. Мы готовы под это дело завод задешево отдать. Нет смысла 5 лет корабль строить, как это было с «Белой Русью», его надо за 9 месяцев собрать и на воду спустить. При этом судно может ходить под российским флагом. Подписано Соглашение, которое позволяет зарегистрировать корабль в российском реестре судов, и это может быть целиком российский объект недвижимости. А у нас будет свободное пароходство для них. Корабль - это хорошая ликвидность, его всегда можно продать и вывезти в том или ином формате.
Если белорусы не захотят, будем продавать россиянам, китайцам, европейцам. Есть туристическое обоснование. Белорусу сложно заплатить 350-1200, чтобы видеть за бортом то, что он видит каждый день. А россияне самые дорогие каюты за 1200 евро раскупают первыми. И весной, и осенью приезжают, просят помочь с путевками. Потому что туры практически всегда раскуплены к маю почти полностью до конца навигации. То есть спрос есть, в убыток «Белая Русь» не ходит. И мы готовы под это дело развивать береговую инфраструктуру, строить причалы, копать и углублять реки. Как сейчас это делаем под «Белую Русь». Если еще один круиз появится – еще больше делать будем. Но важно не судно, первичен туристический продукт, под требование которого формируется техническая база и инфраструктура. Не умеет начальник порта сформировать и продать туристическую услугу. Вариаций речного туризма в мире достаточно много - было бы желание. Даже на те прогулочные суда, которые у нас есть, не везде есть предложение. Турбизнес должен быть впереди. А технический аспект под заданный продукт мы обеспечим.
Кто готов помочь?
Тема прогулочного судоходства весьма интересует не только белорусских бизнесменов, но и российских поставщиков транспортных и туристических услуг. В декабре было подписано соглашение по судоходству по внутренним водным путям между Россией и Беларусью. А в конце июня Президент подписал закон о ратификации межправительственного соглашения с Россией о судоходстве по внутренним водным путям. А дальше планируется разработать план мероприятий по привлечению российских инвесторов, дабы перегрузить наши водные артерии количеством водных судов.
Депутат Госдумы РФ, член комитета Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, руководитель рабочей группы по развитию речного, круизного и яхтенного туризма АЛЕКСЕЙ ВОЛОЦКОВ:
Наши страны обладают серьезным потенциалом водных бассейнов. Поэтому сейчас на уровне Российской Федерации принимается очень много решений, связанных с развитием судоходства, расчисткой русел рек, строительством новых судов. Как прогулочных, так и пассажирских транспортных и круизных. И, конечно, нам важно, чтобы вся эта работа проводилась совместно, на уровне двух стран, чтобы в дальнейшем принять решение, которое позволит Беларуси увеличить количество флота и развивать судоходство. То, что сейчас есть в Беларуси, конечно, этого очень мало. Нужно развивать поддержку на уровне государства и принимать совместное решение с нашей страной по субсидированию строительства судов, их приобретению и дальнейшей работы на водных артериях. Это, прежде всего, суда с малой осадкой, потому что мы понимаем, что в Беларуси реки не такие глубокие. И у нас сейчас как раз проходят испытания и выходят в серийное производство на нижегородском заводе «Красное Сормово» три корабля с малой осадкой, которые как раз могли бы работать на внутренних водных путях Беларуси. Плюс прогулочные катера, причальная инфраструктура, марины, яхтенные порты, стоянки для маломерных судов – чтобы развивать это направление, нужно синхронизировать наши законодательные базы, согласовать правила, чтобы применение всего этого на практике не упиралось в законодательную сферу.
И самое главное, это поддержка судовой отрасли. Найти возможность субсидирования, введения утилизационных сборов. В России, например, при утилизации старого судна организация получает от государства 25-процентную субсидию на постройку или приобретение новых судов. До этого была ставка 15%. Сейчас повысили, что существенно облегчает работу многих наших круизных компаний. Нужны также какие-то совместные соглашения, чтобы начать строительство флота для водных объектов Беларуси на наших крупных российских верфях. Кроме того, многие российские организации, которые сейчас строят вдоль бассейна реки Волга курортные комплексы, гостиницы, они также благоустраивают территорию берега. В том числе места для стоянок яхт, катеров и судов. И государство в том числе участвует в субсидировании и поддержке через государственную корпорацию «Туризм.РФ». И мы готовы делиться опытом, оказываться всяческую организационную поддержку тем, кто сейчас готов также инвестировать в инфраструктуру на территории Беларуси, чтобы речной, круизный, яхтенный туризм здесь развивался, потому что, уверен, это будет пользоваться спросом не только у белорусов, но даже большей частью – у жителей России.
Генеральный директор круизного центра «Инфофлот» АНДРЕЙ МИХАЙЛОВСКИЙ:
Мы открыли туроператорское представительство в Беларуси, потому что видим большой потенциал в этом рынке. Он есть в обе стороны. Беларусь - круизная страна. И когда я говорю круизная, имею в виду многодневные туры. Это основа мирового круизного рынка. Прогулочный флот, несомненно, тоже важен, и он в какой-то степени помогает продвижению многодневных туров. Совершив обзорную экскурсию на корабле, кто-то понимает, что ему нравится такой формат путешествий. За последний год спрос на круизные туры в России вырос вдвое, по сравнению с цифрами до пандемии. Сегодня отправляем в водные путешествия более 600 тысяч туристов. В Беларуси я вижу проблему в том, что жители просто не знают, что внутри страны можно отдохнуть в круизах. Да, можно построить корабль или модернизировать старый. В России сейчас только один новый корабль спущен на воду, но основная эволюция произошла со старым флотом, который составляет основную массу – это порядка 100 кораблей. Большая часть из них была модернизирована за последние 5 лет так, что турист, попадая на это судно, понимает: уровень отдыха на круизах абсолютно ничем не уступает зарубежным отелям. И в Беларуси, хоть и в небольшом масштабе, но существует настоящий круизный продукт. Но проблема в том, что, несмотря на то, что он уже 5 навигаций отходил, о нём мало знают и агентства, и туристы внутри страны. В России - тем более. А из зарубежного опыта могу сказать, что приход новых туристов и запускает эти механизмы развития отрасли. Турист - основной генератор. Когда идет ежегодный рост (в России - на 35% приток), мы видим, что всё больше компаний вкладывается во флот, планируют какие-то новые маршруты, инфраструктура региона начинает подстраиваться под поток и запускается такая цепочка событий, в результате которой создается хороший продукт, который опять же возвращается к клиенту и привлекает новых туристов. Поэтому свою основную задачу мы видим в том, чтобы как можно больше людей привлечь, познакомить с этим видом отдыха, потому что мы искренне верим, что это реально уникальный классный яркий атмосферный формат отдыха и его можно расширять. Зеркальная ситуация: исключительно мало белорусов приезжают на российские круизы. Буквально несколько сотен человек. Хотя это так близко: несколько часов на самолете или поезде, и вы уже на Речном вокзале в России, а дальше – Волга, Дон, Кама, Енисей, Лена, хит последних лет – река Белая. Поэтому мы здесь, чтобы это исправить. Но это работа ни одной недели, и ни одного месяца.
Председатель правления РСТИ ФИЛИПП ГУЛЫЙ:
Этой проблемой мы озадачились более десяти лет назад. Кстати, именно с нашего взаимодействия с СЭЗ “Гродноинвест” в 2012-м году по программе развития парка “Августовский канал” появилась идея создания РСТИ как инструмента развития въездного туризма!
Мы понимали, что тот речной флот, который мы имеем в областных городах, очень-очень устарел, мал и далек от мечты «восстановления речного туризма детства БССР» . В пяти областных городах, где мы имеем крупные реки, нам, конечно, не достает хотя бы по два современных судна, одно из которых экскурсионное, а другое – с каютами для мини круизов, которое могло бы быть одновременно как плавсредство и как гостиница в зимнее время года.
Даже был проработан вопрос о производстве двух судов на Нижегородской верфи компании “Гама” и определен потенциальный инвестор из Тегерана. Несколько менеджеров прошли обучение оперейтингу круизами в РФ. Но геоэкономические события 2014 года все изменили.
Время подойти к этому вопросу системно и концептуально пришло давно. И здесь нам просто необходима помощь российских коллег, у которых есть история, бэкграунд, компетенции и тот колоссальный опыт продвижения, который они получили сейчас, в период пандемии. Я надеюсь, что при помощи некоторых государственных корпораций развития, в частности группы ВЭБ.РФ (входящей в структуру банка БелВЭБ), которая активно занимается туризмом, мы сможем создать условия для развертывания большого инфраструктурного проекта в сфере водного туризма Беларуси с привлечением льготных финансовых инструментов под приобретение или строительство кораблей. И мы очень рады новости, что такой масштабный оператор как компания «Инфофлот» заходит на белорусский рынок, и чья экспертиза и компетенция позволит нам продвигаться в развитии нашего речного туризма.
Фактически только сейчас вырисовывается понятная команда, где профессиональный речной турбизнес, государство в лице Минтранса и местных властей, плюс институты развития смогут дать синергию для проекта программы развития речного туризма и отдыха в Беларуси.
Пресс-служба РСТИ