Для граждан обеих стран будет действовать 30-дневный безвиз. Наша республика оказалась среди немногих стран Европы, кто может похвастаться свободным коридором с КНР. Что это сулит Беларуси и как ей войти на огромный, полный возможностей туристический рынок Китая, Profi.Travel рассказали представители российского и отечественного турбизнеса, имеющие опыт работы с китайскими туристами.
Антон Потапов, заместитель директора международного туроператора «Европорт»:
— Суть работы с китайским рынком проста: если выходить на него без связей, ничего не получится. Если выходить на него с большими ожиданиями быстрой прибыли и больших объемов, тоже ничего не получится.
Увидев перспективность направления, китайские фирмы (если они не связаны с вашей компанией) очень быстро сделают свой продукт взамен вашему.
На периоде переговоров с китайскими партнерами нужно быть готовыми к торгу. Они великолепные торговцы и переговорщики. И, если не подготовитесь, выжмут из вас все до копейки. Но если будете работать по рекомендации, то немного оставят прибыли и вам.
Китайские туристы обычно интересуются историей коммунизма, природными достопримечательностями. А чтобы поток стал массовым, есть два варианта: во-первых, бюджетные профсоюзные туристы. Но для начала организации подобных поездок должна быть команда от руководства страны. Во-вторых, сарафанное радио среди индивидуалов с бюджетом выше среднего. Это очень долгий, но единственный прибыльный путь.
Как считает президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан, генеральный директор агентства индивидуального туризма «Персона Грата», Беларусь пока непонятна китайцам, но если заинтересует собой — будет колоссальный эффект, в бюджет поступит громадная валютная выручка.
Рамиль Мифтахов, президент Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан, генеральный директор агентства индивидуального туризма «Персона Грата»:
— Основной запрос у китайских туристов помимо осмотров главных достопримечательностей — шоптуры. В России им интересна покупка золота и янтаря, который в Китае известен как «северное золото». Китайцы особенно любят этот драгоценный камень. За последние годы его ценность выросла в разы. Китайский туррынок значительно увеличился именно за счет такого компонента в программах, как шоптуры.
Средний возраст китайских туристов — от 55-60 лет до 85-90 лет. Их интересует в основном советская история и кухня, причем это должны быть китайские рестораны. Китайцы, к сожалению, не гурманы. Им главное, чтобы сытно накормили.
В Беларуси нет золота и янтаря в таких объемах, как в России, поэтому вам следовало бы развивать экскурсионное направление. Массовый поток китайцев можно привлечь, презентуя вашу страну как Восточную Европу. Они тоже оценят царящие у вас чистоту и порядок, уровень которых даже выше, чем в некоторых европейских городах.
Еще в Беларуси ностальгия по СССР, большие проспекты, памятники Ленину. Здесь можно сделать экскурсию по отдельной эпохе. Мы называем ее «Красным туризмом». Потому что историей, как таковой, китайцев очень сложно удивить. Им бессмысленно рассказывать про то, что было 100 или 200 лет назад — китайская цивилизация насчитывает больше 3000 лет.
Основная религия в Китае — буддизм. Поэтому можно сделать акцент на различиях этнических культур.
Чем еще можно привлечь, так это совместными белорусско-китайскими предприятиями — теми же городом-спутником Смолевичи, индустриальным парком, куда вкладывается много инвестиций из Китая и куда теоретически можно возить тургруппы. Все китайцы — патриоты и очень гордятся всем национальным.
Беларуси нужно придумать новую фишку для китайского туристического рынка. Ваша страна для них непонятна, ассоциируется с Россией. Поэтому нужно иметь свою национальную особенность. Ваша работа по традиционной схеме китайцев не заинтересует.
Чтобы разработать республиканский продукт, ориентированный сугубо на Китай, нужно обязательно привлечь специалистов, которые давно работают с китайцами и на 100% знают китайский рынок. Их можно пригласить от имени РСТ. Например, в Комитете по туризму Татарстана есть советник по китайскому рынку, и совместно с туроператорами Китая и Татарстана были разработаны туристические программы с учетом местных национальных особенностей.
Если Беларусь сумеет заинтересовать собой — будет колоссальный эффект. В бюджет республики начнет поступать громадная валютная выручка от притока туристов из Китая.
Однако здесь важно не повторить печальный российский опыт — не дать китайским туроператорам прийти в Беларусь и сотрудничать с китайцами, не имеющими право работы в этой сфере. Так случилось в Москве, где китайские компании перестали вести сделки с российскими туроператорами, а связываются напрямую с китайскими фирмами, зачастую не имеющими не то, что право работать — находиться на территории России. И это имеет очень негативные последствия. Многие компании, которые были ориентированы на китайский рынок, попросту остались без работы. Перестали поступать налоги в бюджет. А китайские компании не платят их в России.
Беларусь не должна допустить подобного. Изначально на уровне государства от имени департамента по туризму надо разработать защитные меры от китайской «интервенции». Турфирмы, отели, санатории, объекты культурного наследия должны работать с организованными китайскими группами только через местных туроператоров.
Следующий вопрос — подготовка кадров. Обязательно нужно готовить говорящих на китайском языке экскурсоводов, которые будут работать только с туроператорами. В случае появления каких-то левых китайских специалистов, пытающихся сотрудничать с китайцами напрямую, вылавливать их и отправлять обратно на родину, в Китай.
Учитывая же близость Беларуси и России, мы можем создавать совместные экскурсионные программы для китайских тургрупп. Что бы, скажем, часть времени туристы провели, путешествуя по вашей стране, часть — по нашей.
Опыт работы с китайскими туристами есть и у белорусских коллег. Начальник филиала «Белинтурист» РУП «ЦентрКурорт» особо остановился на тонкостях ведения бизнеса с компаниями из Китая.
Алексей Стрельченко, начальник филиала «Белинтурист» РУП «ЦентрКурорт»:
— Китай определен в качестве крупнейшего зарубежного партнера Беларуси. Это касается не только туризма, но и многих отраслей экономики, образования, культуры. 2018 год объявлен годом туризма в Китае. Развиваются дипломатические отношения, благодаря чему становится легче работать и растет узнаваемость нашей страны.
Сейчас «Белинтурист», как крупнейший оператор, приступает к организации и развитию турпотока из Китая в Беларусь. В последние два года эта тема занимает у нас первое место по трудозатратам.
Китайский рынок не похож ни на какие другие. И нужно понимать, что быстрого успеха там быть не может. Речь идет о результатах не за сезон, а за несколько лет.
Сегодня на улицах Минска можно встретить много китайцев — это результат взаиморазвивающихся отношений. Среди них студенты, строители, работники китайских предприятий, которые регистрируются в технопарке «Великий камень», специалисты, представители делегаций, приезжающих по дипломатической линии. Белорусский турбизнес начал немного зарабатывать на обслуживании делегаций. Но это зачастую «вынужденные» туристы, которые не рассчитываются собственными деньгами: их отправило сюда предприятие.
«Чистых» туристов, то есть купивших путевку в Беларусь, на самом деле немного. Как правило, это так называемые «сливки», категория платежеспособных клиентов, возрастом от 50 лет, бронирующая отели 4-5 звезд.
Мы наблюдаем, как граждане из Китая заполонили топовые туристические места и инфраструктуру в Западной Европе и России, позволяя этим странам зарабатывать на турпотоках. Китайцы падкие на раскрученные культурно-исторические памятники. А таких у нас, при всем уважении, нет. Сегодня в Москве самое топовое место для них — Красная площадь и Мавзолей Ленина.
Все китайцы очень любят военную тематику, знают Брестскую крепость, Беловежскую пущу, хотя зачастую и не идентифицируют нашу страну как самостоятельное государство со своей культурой. Скорее, как осколок бывшего СССР, связанный с Россией.
Поездка в Беловежскую пущу — обязательный компонент турпрограмм для китайских туристов. Однако больше 300 км до нее из Минска — слишком дальний путь. Они готовы ехать куда-то только в радиусе 50 км или пожить где-то, но при соответствующем уровне комфорта и сервиса.
Сила Беларуси — в географическом положении: до соседних стран и столиц рукой подать. И это можно использовать при составлении программ для китайских туристов. Если нет всемирно известных памятников, граждане КНР выбирают туры, в которых представлено много стран. Поэтому экскурсии по Беларуси можно комбинировать с ЕС, Россией, Украиной, даже Молдовой.
Китайцы очень лояльны к религии. Она их трогает гораздо меньше, чем возможность сфотографироваться со светловолосым человеком.
Есть нюансы и по питанию. Китайцы едят блюда нашей национальной кухни, но поскольку они практически всегда требуют полный пансион, то помимо питания в отеле должны быть два обязательных приема пищи на маршруте. И один из них непременно с блюдами китайского меню.
Все тургруппы сопровождают гиды из КНР. Китайские туристы хотят, чтобы в стране пребывания их обслуживал родной экскурсовод. Это нужно учитывать, развивая инкаминг. Сегодня в данной сфере стало сложнее работать, так как расширяется языковая палитра тех рынков, которые мы сюда массово привлекаем.
В Китае очень жесткие договорные условия и финансовые правила. Китайское предприятие не может в течение дня совершать валютные платежи в треть стран, в том числе и в Беларусь. Там совершенно другой порядок, регламентирующий эту деятельность. О предоплатах вообще речи нет. Оплата только по факту в течение 90 дней после оказания услуги. В наших условиях такие контракты невозможны. И китайцы это тоже понимают. Поэтому предполагается как-то решить вопрос.
Заключая контракты с китайскими онлайн-платформами, надо быть готовым к тому, что можно столкнуться с выплатой так называемого депозита качества (когда качество услуги, по мнению клиента, не соответствует цене, и китайский партнер удерживает часть оплаты. — Прим. Profi.Travel). Им китайская сторона пользуется по своему разумению, по ходу поступления каких-то рекламаций, и не совсем понятно, что это за рекламации и какими документами они подтверждены.
Конечно, тех объемов турпотоков, которые наблюдаются сейчас в России, Беларуси не достичь. Но даже если мы отломим от этого пирога маленький кусочек, надолго хватит всем: и агентствам, и инфраструктуре.
Председатель Республиканского союза туриндустрии опасается, что массовый приход китайских компаний в Беларусь потеснит на рынке местный турбизнес. Хотя и находит в безвизе с Китаем плюсы для туристической отрасли.
Филипп Гулый, председатель РСТ:
— Безвизовый режим — явление всегда положительное. Однако для экспертной оценки нужны детали документа и создаваемые на его основе акты и различные постановления. В любом случае для государства это теоретическая польза, так как китайские компании могут свободно бронировать, реализовывать, фрахтовать все части туринфраструктуры Беларуси, напрямую оплачивать и увеличивать турпоток без визовых барьеров и устранив белорусские компании как посредников.
В то же время вызывает опасение, что, в отличие от поляков, литовцев и россиян, которые пользуются местной инфраструктурой, китайцы пытаются создать свою и замкнуть на ней финансовый цикл, используя свою диаспору в части питания, экскурсионного обслуживания и т.д. Однако музеи и отели все еще принадлежат Беларуси. Соответственно, какая-то часть все равно станет дополнительным экспортом.
А вот для туроператоров данное явление никакой пользы не несет. Однако попробуем найти положительные стороны в этой безвизовой дружбе по туризму.
Во-первых, увеличение потока. Во-вторых, загрузка инфраструктуры (на первых порах). В-третьих, опыт наших объектов размещения, питания, аттракций, адаптированных под требования китайских туристов и бизнеса.
Безвиз на 30 дней
ак сообщает Национальное агентство по туризму, белорусы смогут находиться в КНР без визы до 30 дней в течение одного визита, но не более 90 дней в году. У китайцев такие же условия нахождения в Беларуси. Безвизовый режим подразумевает частные поездки, бизнес-командировки, туристические путешествия. Однако для учебной и профессиональной деятельности необходимо получать специальную визу.
Сегодня в Беларуси действует безвизовый режим для организованных туристических групп из Китая. При наличии шенгенских виз граждане КНР могут воспользоваться пятидневным безвизом.
Ранее визы для белорусов отменили в автономный китайский район Гонконг и на остров Хайнань.
Консульский сбор за однократную визу в континентальный Китай сейчас составляет 30 долларов, а многократная годовая виза стоит 90 долларов.
Источник: http://profi.travel/news/35760/details