Сегодня индустрия гостеприимства Беларуси не имеет республиканского управления, централизованного регулирования и статистически не относится к сфере туризма, хоть и вносит в экспорт туруслуг значимую лепту. В ней задействованы десятки тысяч людей, и от отраслевой политики на данный момент зависят их условия труда и уровень жизни. Поэтому сферу гостеприимства нужно структурировать, вводить систему кадровой квалификации, унификацию стандартов качества соответственно запросам целевых рынков, централизованный маркетинг и вести активную работу с дистрибуцией на потенциальных турпотоках, считают эксперты.
В соседних странах эту работу ведут как отраслевые союзы и ассоциации в виде уполномоченных или саморегулируемых организаций, так и непосредственно госорганы. По какому пути пойдет Беларусь: европейскому (внедрение аналогов литовской формы СРО) или российскому (Минэкономразвития с уполномоченными организациями) — вопрос открытый, но время для подобной централизации уже пришло.
Отметим, что 5 декабря 2019 года при Минспорта Беларуси в рамках открытого круглого стола прошло обсуждение развития делового туризма и норм сертификации БелГИСС для гостиниц. По его итогам представители объектов размещения, ГУПР Мингорисполкома и Комитета по объектам размещения Республиканского союза туриндустрии 10 декабря 2019 года провели заседание на базе профсоюзной организации «Беларустурист».
«Объекты размещения в сфере гостеприимства — это санаторно-курортные комплексы, SPA-отели, гостиницы, мотели, хостелы, гостевые дома, агроусадьбы, дома охотника, акватели и др. Соответственно, подход к стандартам для этих объектов должен быть дифференцированным и современным, с упразднением действующих атавизмов в виде обязательных тумбочек и радиоприемников в номерах, — сказал председатель правления РСТИ Филипп Гулый. — БелГИСС — компетентная организация в рамках своих полномочий, но без тесного взаимодействия с представителями индустрии гостеприимства и отраслевым министерством, мощного результата не будет. Сегодня необходимо внедрить в систему республиканского госрегулирования туризма индустрию гостеприимства, а также обязательную сертификацию для объектов размещения».
По его словам, государственно-частное партнерство при разработке стандартов для объектов размещения должно дать ту компетентность и экспертизу, которые соответствуют рыночным требованиям и являются обязательным условием для увеличения экспорта туруслуг в Беларуси.
Александр Тарасевич, руководитель комитета «Объекты размещения» Республиканского союза туристической индустрии:
— Существующие стандарты в отельном бизнесе давно устарели, их нужно менять. И сегодня мы получаем от объектов размещения обратную связь, которая при создании нового стандарта совместно с БелГИСС может дать новый виток раскрытия инвестиционного потенциала.
Обязательная сертификация сделает отельный бизнес более прозрачным. В стране будут работать единые стандарты, которые повысят качество сервиса и четко определят термин средства размещения, категории и классификации. А наличие сертификата даст уверенность туркомпаниям при работе с гостиницами и поможет защитить туриста.
Андрей Драгун, директор ГП «Гостиницы столицы»:
— Введение обязательной сертификации для объектов размещения сегодня необходимо — это гарантирует:
– минимальный набор услуг и их качества, которые вправе потребовать гость;
– контроль гостиниц в соответствии с заявленной «звездностью»;
– равные условия на рынке и при тендерах.
Ирина Лукащик, начальник отдела продаж отеля «Европа»:
— Подтверждение звездности отелей должно быть объективным: качество и цена должна быть сопоставимы. Поэтому я выступаю за введение обязательной сертификации.
Наталья Новик, заместитель директора по развитию ООО «Отель «Континенталь»:
— Я выступаю за обязательную сертификацию для объектов размещения, так как сегодня уровень гостиниц не всегда соответствует заявленному, а в Минске наблюдается приписывания звезд, в зависимости от ситуации и запроса клиентов: если нужно будет 4*, завтра отель будет позиционировать себя как 5*.
Сертификация же повышает эффективность деятельности гостиницы и имеет ряд преимуществ:
– гость имеет возможность оценить уровень предложенных услуг, их качество и безопасность;
– дает возможность быстро и правильно сориентироваться в выборе отеля (содействует потребителям);
– для гостиничного бизнеса — это создание условий для ведения конкурентоспособного и прибыльного бизнеса, ориентация на повышение качества услуг. Хочешь больше звезд — соответствуй.
Думаю, с введением общих стандартов сразу станет понятно, какой уровень сервиса предоставляют отели.
Илья Гацук, начальник СПиР КУП «Гостиница» Веста":
— Обязательной сертификацией обременять гостиницы не стоит. Так как кроме дополнительной документации, временных и финансовых затрат, какой-то грандиозной разницы объекты размещения не увидят — сегодня и без того идет борьба за каждого гостя в условиях жесткой конкуренции. А для гостей наличие этого сертификата также не является основополагающим в выборе гостиницы. Скорее, люди сегодня больше ориентируются на отзывы о пребывании в том или ином месте на сторонних ресурсов.
Против введения обязательной сертификации объектов размещения в Беларуси также высказались представители филиала «Оздоровительный центр «Алеся», базы отдыха «Красногорка» и отеля «Неман». Среди причин были названы: дополнительная бюрократия, субъективность при оценке, так как многие объекты были перестроены или построены еще в конце 80-х гг.