13 февраля, 2024

С небес на землю: авиадебоширов отстранят от полетов

В “черный список” могут попасть и те, кто закурил на борту

С октября этого года "Белавиа" начнет вести собственный "черный список" авиадебоширов, которым компания вправе отказать в продаже билета на самолёт. Данное положение закреплено в обновлённом Воздушном кодексе Беларуси. Насколько серьезной стала проблема хулиганства на борту, что потребовались такие радикальные меры? В “Белавиа” рассказали об инцидентах, с которыми пришлось столкнуться за последние несколько лет.

Опаздывал на рейс и сообщил, что самолет заминирован 


В прошлом году неприятный эпизод произошел в аэропорту Санкт-Петербурга. В центре скандала оказался пассажир, который летел на юбилей к отцу в Минск. Опаздывая на свой рейс, он обратился в службу поддержки авиакомпании с просьбой задержать самолет. Однако, когда ему сказали, что это невозможно, он позвонил и сообщил, что самолет заминирован.

- Такая информация воспринимается всегда однозначно, тут другой трактовки быть не может - это международные требования, касающиеся всей гражданской авиации, - поясняет начальник службы авиационной безопасности Сергей Павлюков. - Поэтому рейс был задержан, чтобы провести дополнительный досмотр. После тщательной проверки самолет все же вылетел. Однако мужчину вычислили и задержали уже в минском аэропорту. Вместо того, чтобы отправиться на семейный праздник, он оказался за решеткой.

Похожий вопиющий случай произошел лет 10 назад, когда нетрезвый 43-летний грузин на рейсе Кутаиси — Минск передал командиру воздушного судна записку с угрозой взорвать самолет и требованием лететь в Рим. Потом он передумал и назвал другой город. Однако пилоты посадили самолет в Минске, а неудачливый "террорист" после переговоров добровольно сдался сотрудникам КГБ. В отношении задержанного было возбуждено дело за попытку угона воздушного судна. А родственники узнали о его “подвиге” из теленовостей, не поверив, что он на такое вообще способен. "Угонщика" самолета осудили на три года заключения. За решеткой он провел два из них, после чего вернулся в Грузию.

Нападение на бортпроводника подтолкнуло к обсуждению "черных списков" 

Но о реестре впервые задумались в 2021 году после того, как на рейсе Минск-Анталья пассажир с кулаками набросился на бортпроводника. До этого он развязал конфликт с другими пассажирами, весь полет вел себя агрессивно, не реагировал на замечания членов экипажа. Турецкая полиция задержала нападавшего. Процесс дачи показаний и медосвидетельствования привел к задержке рейса и дополнительным расходам авиакомпании. Несмотря на это, на следующий день дебошира освободили, он продолжил свой отпуск и вернулся домой на борту “Белавиа”… 

Подобный случай произошел в том же году в Египте. Начав свой отдых с горячительных напитков, гомельчанин начал безобразно себя вести еще в самолете. Но полиция в Шарм-эль-Шейхе, недооценив его поведения,  подержали пару часов и отвезли в отель, где он разгромил стойку регистрации. В итоге его скрутили и отправили на ближайшем рейсе домой. А он по прилету, не выходя из здания аэропорта, купил себе ещё один билет, такой же тур и в ту же ночь улетел обратно на отдых. И опять там устроил погром… Второй раз его уже здесь встречали с милицией. 

- У нас не было законного права отказать таким пассажирам в продаже билетов, - подчеркивает Сергей Павлюков. - Мы фиксировали факт его правонарушения на борту, передавали в руки правоохранителей, а о дальнейшей судьбе - арестовали его или отпустили - нам ничего не было известно. Теперь же, когда принимаются решения относительно таких инцидентов, правоохранительные органы будут нам сообщать о них, и мы имеем право отказывать этим пассажирам в продаже билетов, пока они не будут исключены из базы правонарушителей.  

Во время полета пьяный пассажир требовал выпустить его из самолета 

Только за прошлый год в авиакомпании зафиксировали порядка 30 случаев нарушения правил поведения на борту, хулиганства и прочих недопустимых действий, которые создавали угрозу безопасности полета. Сейчас - это 100% шанс стать персоной нон грата для авиакомпании.

Во время полета действует запрет на употребление алкоголя, кроме предлагаемого экипажем на борту. Но представьте салон с 200 пассажирами… Бортпроводник не может постоянно следить за каждым, он проходит по салону только во время исполнения своих обязанностей. Бывает так, что пассажир выпьет еще в зоне вылета, а состояние опьянения наступает уже на борту. И экипаж, сталкиваясь с неадекватным поведением, вынужден разворачивать самолет на взлетной полосе, чтобы высадить дебошира, как это было в декабре на рейсе Минск-Хургада. А кого-то “накрывает” в полете. Так, недавно на рейсе в Шарм-эль-Шейх пассажир, изрядно выпив, за два часа до посадки стал стучать в дверь туалета и пилотской кабины и кричать, что ему надо выйти из самолета. На доводы, что воздушное судно находится в воздухе он не реагировал и был уверен, что проспал посадку в Шарм-эль-Шейхе и летит обратно в Минск. По прилету воздушного нарушителя передали в руки полиции вместе с рапортом о его поведении. Но это не сорвало его отпуск.

Кто принимает решение о включении в реестр авиадебоширов? 

- Антипатия бортпроводника или всего экипажа к конкретному пассажиру не должна быть основанием для его попадания в “черные списки”. Вина воздушного хулигана должна быть зафиксирована правоохранительными органами, - подчеркивает Сергей Павлюков. - Только на основании документа о правонарушении (приговор суда или постановление о наложении административного взыскания) может ставиться вопрос о внесении человека в реестр. Позиция авиакомпании - сделать полет комфортным, приятным и безопасным для всех. Проблемное поведение на борту создает большие неудобства для других пассажиров, а самим авиакомпаниям приносит серьезные репутационные и финансовые потери, вызванные задержками рейсов. Мы стараемся даже с пассажирами в нетрезвом состоянии урегулировать конфликт, чтобы их полет все-таки состоялся. Но не все эту лояльность со стороны экипажа ценят, а зачастую еще и высказывают недовольство: "Мы вам еще покажем!" Когда же человек демонстративно употребляет спиртное, не может самостоятельно подняться по трапу, ведет себя вызывающе и агрессивно - тут уже, конечно, наступает право командира воздушного судна просто не взять его на борт. И такие случаи каждый год бывают. Согласно статье Воздушного кодекса, если человек отстранен от полета по причине нарушения правил поведения на борту,  компенсация за билет ему не возвращается. Это касается и курения на борту, отказа от досмотра, состояния алкогольного опьянения, когда пассажир делает условия полета невыносимыми и мешает работе экипажа…  

Официально

Андрей Бондарев, заместитель начальника управления правовой, кадровой работы и документационного обеспечения Департамента по авиации: 

Согласно ст. 100-1 Воздушного кодекса РБ перевозчик может отказать в продаже билетов тем пассажирам, которые совершили на борту хулиганские действия, угрожали безопасности полета, оскорбительно приставали к гражданам или не подчинялись распоряжениям командира воздушного судна. Не говоря уже о случаях угона либо захвата воздушного судна, или ложного сообщения об опасности. Если человек был привлечен к ответственности, информация об этом передается авиакомпании. На этом основании авиадебошира вносят в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена, о чем авиакомпания присылает пассажиру письменное уведомление. Закон "Об изменении Воздушного кодекса РБ" вступает в силу через 9 месяцев после официального опубликования. Таким образом, с октября национальный перевозчик получит право формировать такие списки. Важно отметить, что передача информации о правонарушителях перевозчику осуществляется для обеспечения безопасности полетов. Пассажиры, попавшие в реестр, могут воспользоваться услугами авиакомпании только в определённых ситуациях, например, при возвращении в страну из-за границы, если нет других вариантов транспортного сообщения, или если перелет связан с получением медицинской помощи или похоронами близкого человека. Все эти случаи должны быть подтверждены документами. Однако им будет отказано в покупке билета на авиарейс для обычных поездок, будь-то командировка или отпуск. Этот механизм создан в том числе для защиты законопослушных пассажиров от действий авиадебоширов. При этом перевозчики не могут обмениваться данными о лицах из “черного списка” в целях соблюдения законодательства о защите персональных данных. По факту, человек, попавший в реестр одной авиакомпании, может пользоваться услугами других. 

Как выйти из “черного списка”? 

Пассажир исключается из реестра только после снятия судимости и исключения из единого государственного банка данных о правонарушениях. До этого срока он не сможет приобрести билет на самолет. Для того, чтобы выйти из “черного списка”, пассажир должен предоставить в авиакомпанию выписку из базы данных о правонарушениях, что его там больше нет. На этом основании перевозчик исключает пассажира из реестра в течение трех рабочих дней. Даже если это было административное взыскание и штраф уже оплачен, это не предусматривает автоматического выхода из “черного списка”. Придется побегать. В авиакомпании рассчитывают, что это будет работать на предупреждение и профилактику подобных правонарушений. 

Методы борьбы с авиадебоширами в других странах 

Российские авиакомпании уже пять лет могут законно вести собственные черные списки пассажиров, нарушивших правила поведения на борту. Эта практика была легализована в 2018 году с внесением поправок в Воздушный кодекс РФ. В прошлом году “Аэрофлот” выступал за ведение единого реестра нарушителей для всех авиакомпаний и за ужесточение наказания для авиадебоширов, предлагая запрещать им авиаперелеты на 3-5 лет и расширить список правонарушений, включив в него курение на борту и мелкое хулиганство. С 2018 года авиакомпании могут отказывать в покупке билетов пассажирам в течение года и включать их в “черные списки”, а с сентября 2022 г. экипажи могут применять к дебоширам спецсредства, включая пластиковые наручники и нейлоновые ремни. 

Попавшие в список “нежелательных пассажиров” азербайджанских авиалиний, не смогут воспользоваться услугами авиакомпании AZAL в течение одного года. Основные причины занесения в список: грубое и систематическое нарушение правил авиакомпании и авиационной безопасности, в том числе курение в самолете, использование мобильных телефонов в полете и другие противоправные действия.

В Китае дебоширам запрещают пользоваться услугами всех национальных авиаперевозчиков на пять лет. В Италии нападение на члена экипажа влечет лишение свободы на три года, а в CШA — до 20 лет.

Прокрутить вверх