Глэмпинги в Беларуси появились совсем недавно. Роскошные купольные шатры, шалаши с панорамными окнами или сафари-тенты привлекают внимание тех, кто любит отдых на природе, но не готов отказываться от городского комфорта. На «инстаграмные» домики с живописным видом всегда большой спрос. И цена. Пока проектов таких - единицы. И хотя потенциал для развития этой индустрии огромен, динамики роста не наблюдается. В чем причина и какие сложности?
Многие называют глэмпингом то, что им не является
Первые глэмпинги появились в Беларуси после пандемии. Но бума не произошло, как в России, где их количество с 2019 года выросло с 60 до 550, из них 66% работают круглый год. У нас статистики по глэмпингам не ведется. И термина такого в законодательной базе тоже нет. А раз нет, то что к ним относить и как считать? По запросу в интернете многие ресурсы выдают от 11 до 16 объектов. Но по факту, настоящих глэмпингов у нас и десятка не наберется. По тем или иным признакам к глэмпингам можно отнести Rapa Nui, Dzen Forest, Nomad Houses, Мыс, Солнечный кит, Утрина…
Понятно, что в России и территория больше, и спрос выше. Сыграли роль и закрытые границы, рост внутреннего туризма и недостаток средств размещения. Строительство гостиниц требует времени и инвестиций. А глэмпинги - это быстровозводимые домики - белл-тенты, типи, а-фреймы, которые можно размещать даже в заповедных местах, и это в разы менее затратно. Государство подобные проекты активно поддерживает. Поэтому глэмпинги стали расти, как грибы после дождя. Появились шатры на Куршской косе, комфортабельные палатки рядом с живописными озерами в Карелии, на Байкале, на Халактырском пляже Камчатки, прозрачные иглу для наблюдением за северным сиянием - между Мурманском и Арктическим океаном.
Учитывая, что Беларусь на 40% покрыта лесами, глэмпингам у нас - самое место. Сейчас большой спрос позволяет таким объектам держать высокую стоимость размещения: цена за ночь в них зачастую вдвое выше, чем в отелях - 200$ в “инстаграмном” A-фрейм-шалаше. В целом разбежка цен 150-500 рублей в сутки. Многих любителей отдыха на природе цена шокирует. Особенно, если сравнивать с кемпингом, где за 10 рублей в сутки можно поставить свою палатку в оборудованном лагере. Но и уровень комфорта и сервиса тут - максимально приближен к гостиничному. Вы просыпаетесь в лесу с видом на озеро, чувствуете запах елей, но… на ортопедической кровати с белоснежным постельным бельем и всеми удобствами: стильная мебель, освещение, wi-fi, баня, купель, биотуалет, а в некоторых - даже душ с горячей водой. Такой отдых быстро вошел в моду. И слово “глэмпинг” стали добавлять в описание своих гостевых домиков и агроусадеб все, кому не лень. - Это приводит к путанице и разочарованию. Если хозяин агроусадьбы поставит у себя на территории белл-тент или треугольный домик, он от этого не станет глэмпингом, - считает руководитель комитета РСТИ по развитию глэмпингов, кемпингов и инфраструктуры активного туризма, а также основатель и управляющий кемпинга и глэмпинга “Мыс” Сергей Третьяк. - Это всего лишь средство размещения… В России уже второй год идет активная борьба за то, чтобы законодательно закрепить стандарты и четкие критерии для глэмпингов, чтобы кто попало не мог себя так называть, а туристы понимали, на что они могут рассчитывать в таких средствах размещения.
Глэмпинг от кемпинга отличается не только ценой и комфортом, но и своим определенным “комьюнити”. У каждого подобного рода проекта есть своя “фишка”.Как правило, это небольшой городок на 10-15 объектов размещения с определенной концепцией. У кого-то это йога-ретрит, у кого-то индейская тематика, другие делают акцент на активном отдыхе на воде. - У нас, например, звуковой ретрит не только в глэмпинге, но и в кемпинге, - рассказывает Сергей. - В современном мире тишина становится дефицитным товаром. Но первый год мы теряли очень много гостей, запрещая даже в кемпинге музыкальные колонки и шумные вечеринки. Получали отзывы: “Не отдых, а сплошные надзиратели: то нельзя, это нельзя”. В итоге очень быстро выкристаллизовалась публика, которая, наоборот, начала благодарить. И судя по обратной связи, запрос на цивилизованный отдых на природе - большой.
В чем же сложности?
В большинстве своем реализовать подобные проекты в Беларуси легче всего на частных землях или на территории объектов туризма - санатория, базы отдыха, или это может быть комбинация частной и госсобственности. Прийти со своими гламурными шатрами и развернуть их на любой лесной опушке - не так-то просто.
По мнению экспертов, главным препятствием становится отсутствие правового поля и ясного понимания, где можно строить глэмпинги, а где нельзя, и как получить необходимый статус места отдыха, если в законодательной базе даже нет такого понятия, как глэмпинг.
- Нужно пройти через огромное количество инстанций и бюрократических процедур, чтобы просто узнать, чья это земля и можно ли на ней развивать туризм, - говорит Сергей. - Это не поиск недвижимости через интернет, где есть фото и описание. Придется по полям, по лесам побегать. Согласно законодательству, срок аренды может достигать 15 лет. А по факту это решается на местах. Аргументы: "А мы не знаем, что вы собираетесь делать на этой земле, а зачем вам такой большой участок?" И предоставляют землю на 2-3 года. Но этот бизнес-проект нельзя сравнивать с покупкой тюльпанов к 8 марта, где вы получаете прибыль через час. Здесь нужно наладить быт, привлечь людей, и это не круглогодичный бизнес - в межсезонье приходится как-то поддерживать его… Но даже, решив вопрос с арендой (скорее всего это будут земли лесного фонда), сталкиваешься со следующей нерешаемой задачей: невозможность проложить коммуникации, даже если рядом проходит линия электропередач.
Основание, чтобы предоставили электричество, должно быть следующим: либо вы живете или прописаны в этом лесу, что исключено, либо под строительные нужды, что на землях лесного фонда тоже запрещено. Создание минимальной инфраструктуры - это не только удобства для гостей, уверены создатели глэмпингов, но и способ сохранения природы. От того, что будут работать бензиновые генераторы в лесу, вреда будет больше, чем от установки одного трансформатора и организации электроснабжения хотя бы в зоне ресепшн, где будет мини-кухня, горячий душ, прачечная…
- По статусу мы даже не зона отдыха, а просто “арендаторы лесных угодий”, - сетует Сергей Третьяк. - А поэтому в пожароопасные периоды, когда действует ограничение или запрет на посещение лесов, нас это тоже касается. В связи с этим в конце лета мы вынуждены были писать коллективное прошение, чтобы нам не сокращали и без того короткий турсезон, который длится 3-4 месяца с упором на погоду.
Поэтому с лесными участками связано множество ограничений, их статус не определен, и вы фактически оказываетесь в правовом вакууме. На вас накладываются различные неясные нормы и требования, что затрудняет процесс развития и использования этой земли. Например, невозможно оградить участок в лесу или установить шлагбаумы. Любой грибник, рыбак или турист может свободно передвигаться по территории глэмпинга, при условии, что он не пользуется услугами. Любая порча имущества, пропажа - никакой страховки. В то же время, согласно условиям арендного договора, арендатор обязан осуществлять контроль и уборку территории, примыкающей к участку на протяжении 300 метров. Однако, если кто-то разводит костер или оставляет мусор рядом с вашим лагерем, вы не можете этому препятствовать, но убирать придется.
Пути решения
Сейчас глэмпинги — это рынок энтузиастов и мелких игроков. Для привлечения инвестиций и развития этой индустрии, по мнению экспертов турбизнеса, нужна программа развития глэмпингов и кемпингов и четкий механизм действий, на основании которого можно получать разрешение и реализовывать свои проекты. Инвесторам нужна понятная и простая система одного окна, поскольку процесс получения разрешений на строительство сейчас требует обращения в различные министерства и ведомства, между которыми отсутствует согласованность и эффективное взаимодействие. Проблема заключается в том, что нет ни программы развития, ни того, кто бы этот процесс курировал.
В России уже продвинулись далеко в этом направлении: есть ассоциация глэмпингов, нацпроект “Туризм”, оказывается господдержка, выделяются гранты.В нашей стране, к сожалению, ситуация пока остается на уровне "хотя бы не мешайте". Создать стандарты и провести классификацию глэмпингов – лишь часть решения. Следующий шаг – наладить межведомственное взаимодействие, чтобы облегчить малому бизнесу строительство таких средств размещения. И развивать туризм на диких территориях, где, по факту, он и так присутствует, но в стихийной форме, что только лишь наносит вред и ущерб природе. - Прежде, чем построить глэмпинг, мы зачищали и приводили в порядок территорию: мусора вывезли неимоверное количество, несколько прицепов, - рассказывает Сергей. - Мы стараемся максимально обустроить глэмпинг всем белорусским – матрасы, мебель, кострища-мангалы. Мы оплачиваем услуги санэпидстанции для дезинфекции территории от клещей, местных ЖКХ по вывозу мусора, прачечной, пилорамы, дорожной техники для благоустройства. Это способствует не только развитию туризма, но и экономическому росту региона и сельской местности. Поэтому я считаю, что важно поддерживать тех, кто своими силами и средствами стремится перевести отдых на природе в цивилизованное русло, чтобы таких инициатив было больше.
компетентно
Президент Ассоциации глэмпингов России Жанна Кира:
Благодаря поддержке государства, различным грантам, рынок глэмпингов в нашей стране продолжит расти высокими темпами. По нашим оценкам, до конца нынешнего года будет уже 700 глэмпингов или даже больше. Можно ждать появления, прежде всего, круглогодичных вариантов. И всё чаще они будут предоставлять уже не только размещение, но и точки питания, спа-услуги, другие возможности отдыха. Таковы запросы наших гостей. Главный стимул популярности этого сравнительно нового для России вида размещения – запрос туристов на уникальные впечатления в уникальных местах и преимущества инвестирования по сравнению с традиционной гостиницей, среди которых более короткий срок строительства и быстрая окупаемость.
Справка: В 2023 году в программе грантовой поддержки приняли участие 48 российских регионов, тогда как в 2022 году их было всего 13. Общий объем финансирования составил 5,3 млрд рублей. На 2024 определили бюджет 9,1 млрд рублей, а участвуют уже 61 регион России. Еще 10 субъектов РФ получили субсидию общим объемом 700 млн рублей на создание кемпингов и автокемпингов. Максимальный размер субсидии - 1,5 млн рублей на один номер в модульном некапитальном средстве размещения и не более 50 % стоимости инвестиционного проекта.
Председатель Республиканского союза туриндустрии (представитель РСТ в РБ) Филипп Гулый:
Важно понимать, что потребности рынка и задачи туристической отрасли в России и Беларуси нельзя абсолютно сравнивать. В России широкая поддержка как производителей, так и предпринимателей, занятых в сфере туризма, обусловлена несколькими факторами: острая нехватка гостиничного фонда в период ограничений на выезд и в целом недостаточное количество объектов размещения на внутреннем рынке, а также внимание со стороны правительства, включая нацпроект “Туризм” и не только. В Беларуси эти проблемы не столь острые, однако развитие данного направления важно как для разнообразия турпродукта, так и для развития территорий и создания новых рабочих мест. Поэтому все описанные проблемы развития активного туризма и отдыха нуждаются в формализации с последующими поручениями ответственным лицам и конкретизацией задач. После этого можно будет говорить и об НПА, и о финансово-кредитных механизмах. И только далее о стандартах и сервисе.
Также важно отметить техническую деталь: не все модели, производимые в России и других странах, подходят для нашего климата. Существует риск "закопанных инвестиций", что недопустимо, особенно если речь идет о бюджетных ресурсах, да и коммерческими банковскими деньгами не следует разбрасываться.
При более детальном анализе становится ясно, что стоимость двух десятков некоторых типов домиков сопоставима с возведением полноценного объекта размещения. А это уже возвращение к вопросу целей и задач по рабочим местам в конкретной локации. Одним словом, подход к программе развития и регулирования должен быть продуманный и обоснованный.
К сожалению, данный вопрос мы сможем лишь вскользь обсудить на Втором белорусско-российском конгрессе 17 апреля. Однако летом 2024 года наш союз с коллегами из России, Азербайджана, Узбекистана и Казахстана проведет отдельное мероприятие с целью формализации бизнес-инициатив в области развития кластерных территорий и роли глэмпингов в этих программах, учитывая вопросы гармонизации правил активного туризма и туризма на особо охраняемых природных территориях.
Пресс-служба РСТИ