Плюсы и минусы разных инструментов для инвестиций
Внутренний туризм в Беларуси неожиданно расцвел “благодаря” закрытым границам, дорогим перелетам и малодоступным морским курортам. Это вызвало ажиотаж на отдых внутри страны как со стороны белорусов, так и россиян, и обнажило пробелы в отечественной туриндустрии. Санатории, глэмпинги и активный отдых остаются нишами с минимальной конкуренцией и высоким спросом. В этом году также ощущается нехватка гостиничных номеров, что открывает заманчивые перспективы для инвесторов.
Июль принес мини-революцию в белорусском законодательстве: вступили в силу изменения в Закон об инвестициях, открывшие новые возможности и предоставившие мощные инструменты для реализации проектов, включая сферу туризма. Как эти новшества могут стать ключом к привлечению потенциальных инвесторов в туриндустрию Беларуси, разбирались вместе со специалистами Минэкономики.
Новые возможности для инвесторов
Раньше для реализации инвестпроектов было только два инструмента — инвестдоговор и государственно-частное партнерство (ГЧП). В обновленном законе появились еще два механизма — преференциальный инвестпроект и бюджетный трансферт. Оба предназначены для коммерчески состоятельных проектов, которые смогут сами генерировать доход и выйти на окупаемость без дополнительных "костылей" от государства.
Преимущества преференциального инвестпроекта
Если речь идет о небольшом туркомплексе, кафе, кемпинге, водном парке аттракционов или лыже-роллерной трассе, самый простой вариант — реализовать преференциальный инвестпроект. Он дает те же льготы, что и инвестдоговор по ранее действовавшему Декрету № 10, но теперь без лишних согласований и уведомлений и подходит для всех частных инициатив, независимо от объема инвестиций. Проект, соответствующий приоритетным видам деятельности (а туризм и все, что с ним связано, в этом перечне точно есть!), автоматически получает поддержку государства: земельный участок без аукциона из перечня, установленного исполкомами, освобождение от земельного налога и арендной платы, от ввозных таможенных пошлин. Налоговый вычет по НДС можно получить в ускоренном режиме, что помогает сократить затраты на этапе инвестиций.
В Беларуси инвесторы освобождены от уплаты госпошлины за спецразрешения на работу для иностранных сотрудников. Кроме того, как только архитектурный проект утвержден, строительство можно начать сразу, а проектирование последующих этапов проводить параллельно.
Если проект реализуется в сельской местности или малом городе, по Декрету №6 он может получить освобождение от налога на прибыль на 7 лет. А так как интересные для инвестиций территории в живописных местах возле озер и рек, где можно строить кемпинги и глэмпинги, зачастую расположены в небольших населенных пунктах, можно совместить оба режима льгот. Это поможет снизить налоговую нагрузку на этапе строительства и получить земельные участки на выгодных условиях.
Преимущества обновленного инвестдоговора
Для крупных застроек с большим объемом капитальных затрат, таких как гостиница, аквапарк или санаторий, подойдет обновленный инвестдоговор. Теперь он заключается на основании решения Совмина и имеет четкий критерий минимального объема инвестиций — минимум 40 млн рублей. Процедура принятия решения стала сложнее, включая разработку бизнес-плана и его оценку Банком развития. Однако объем предоставляемых льгот увеличился. Одно из новшеств — стабилизационная оговорка, означающая, что в течение 5 лет с момента заключения договора налоги не будут меняться в случае изменения налогового законодательства в худшую сторону для инвестпроекта.
Предусмотрена также компенсация затрат на создание внешней инфраструктуры. Например, в рамках инвестдоговора можно договориться, что инвестор прокладывает дорогу до озера, а государство возвращает ему расходы в течение трех лет после завершения строительства и передачи объекта эксплуатационной организации.
Но и по преференциальным проектам, по словам начальника главного управления инвестиционной политики Минэкономики Ирины Каленчак, местные власти тоже могут предусмотреть финансирование дороги или других коммуникаций в рамках своих региональных инвестиционных программ. Местные госорганы должны быть заинтересованы в том, чтобы инвестобъект приносил прибыль и налоги в бюджет. А если инвестор окажется отрезанным от инфраструктуры, проект может оказаться бессмысленным.
Финансирование через программы и трансферты
Также в законе появилось новое понятие — бюджетные трансферты. Инвестор сначала вкладывает свои деньги, а затем, если проект соответствует критериям, может претендовать на компенсацию до 35% расходов в три этапа: 10% после ввода объекта в эксплуатацию и еще две выплаты в зависимости от других условий. Для этого инвестор должен пройти через несколько достаточно жестких "фильтров". Как это будет работать, еще только предстоит апробировать на пилотных проектах. Но в законодательстве такой инструмент уже есть. И в проекте Закона о республиканском бюджете на 2025 год на оказание господдержки в виде бюджетных трансфертов предусмотрено 17,5 млн.рублей на основании уже заявленных потенциальных проектов. Сумма может быть скорректирована и в большую сторону, если поступят новые предложения. Но учитывая отсутствие инициатив на местах, предлагается закрепить в Целевом плане на следующий год норму - минимум два инвестпроекта для каждой области с применением бюджетных трансфертов.
Еще одним источником финансирования туристического проекта может стать программа «Один район — один проект», реализуемая в Беларуси с 2022 года. Она включает свыше 200 инициатив по всей стране, преимущественно производственного направления. Туристических среди них практически нет. Хотя проекты развития прибрежных территорий или речного туризма вполне могут стать драйвером для восстановления и реализации турпотенциала малых городов. В рамках этой программы можно воспользоваться льготными условиями кредитования от Банка развития в размере 85% от стоимости инвестиционных затрат. Кредит предоставляется на срок окупаемости проекта, но не более 15 лет с уплатой процентов по ставке 8% годовых до 1 января 2029 года. Далее - в размере ставки рефинансирования (сейчас 9,5%), увеличенной на 3 процентных пункта.
Долгосрочное сотрудничество государства и бизнеса
Финансовая модель государственно-частного партнерства (ГЧП) в Беларуси пока не прижилась. Хотя Закон о ГЧП был принят еще в 2015 году, но по факту проекты пока не реализовывались. Проблема, по мнению Минэкономики, не в бизнесе, а в отсутствии инициативы со стороны госорганов. Прямого сопротивления нет, но есть незнание, непонимание или боязнь принимать решения. Недавно проведенный семинар для госорганов показал, как привлекать инвестиции в инфраструктуру, разделяя риски и ответственность между частным партнером и государством.
Примеры успешных проектов ГЧП в России
В качестве примера успешного применения ГЧП можно привести проекты Калужской области (по площади - как Могилевская область, всего 1 млн. человек), где с 2012 года заключено 84 (!) соглашения, из которых большую часть уже реализовали, включая реконструкцию аэродрома “Орешково” и усадьбы Гончаровых. В одном случае недействующую взлетную полосу превратили в современный центр малой авиации и музей техники, где реставрируют и поднимают в небо исторические самолеты и проводятся авиашоу. А во втором - в заброшенные здания XVIII века вдохнули жизнь и вернули былое убранство, превратив родовую усадьбу жены Пушкина в туристическую мекку: 108 тысяч посетителей в год, 40 массовых мероприятий, 48 выставок.
- Разумеется, не обошлось без трудностей, но государство взяло на себя часть рисков, включая последствия непредвиденных факторов: разлив реки Суходрев, затопившей все фундаменты, и обрушение стены здания в процессе реконструкции музея-усадьбы, что привело к отключению электричества во всем населенном пункте. Власти не оставили инвестора один на один с проблемой, обеспечивая поддержку и продвижение проекта на всех этапах, - рассказывает директор Центра ГЧП Калужской области Анна Лукина. - В итоге усадьба “Полотняный завод” стала такой точкой притяжения, что вокруг нее начали реконструироваться и другие объекты, и развиваться весь регион в целом.
Такие инициативы со стороны государства в Калужской области, по словам Анны Лукиной, сейчас составляют ровно половину. Власти не боятся, а наоборот хотят реализовывать такие проекты, видя в этом множество плюсов. Это и экономия бюджетных средств, и модернизация госимущества, и привлечение частных компетенций, и создание новых рабочих мест. В итоге, сотрудничество между государством и бизнесом не только рождает новые идеи, но и приносит налоги на всех уровнях бюджета.
Центр ГЧП как “одно окно” для бизнеса и власти
В Беларуси тоже есть Центр ГЧП в структуре Национального агентства инвестиций и приватизации, который помогает привлекать инвесторов и оказывает содействие и поддержку госорганам на всех этапах подготовки проекта. Одно из обязательных условий ГЧП - подтверждение финансовой эффективности проекта как для частного партнера (речь идет не о сверхприбылях, а о умеренном доходе, который, как показывает мировая практика, составляет от 6 до 12 процентов), так и для государства (затраты бюджета по проекту с учетом рисков на всех этапах реализации).
- Для успешного запуска проектов ГЧП нужно, чтобы госорганы не только проявляли инициативу и заинтересованность в их реализации, но и активно участвовали на всех этапах подготовки. Это особенно актуально, потому что при разработке проекта возникает множество вопросов по отраслевому законодательству и характеристикам самого объекта, - отмечает начальник отдела Центра ГЧП НАИП Татьяна Чижик. - Определение источников финансирования, создание эффективной финансовой модели, согласование обязательств и распределение рисков — ключевые факторы для реализации таких проектов, привлечения инвестиций и развития инфраструктуры страны.
Перспективы и будущее развитие
В национальном инфраструктурном плане Беларуси сейчас - 1263 проекта на 10 миллиардов долларов. Из них 102 проекта, в основном социального назначения (школы, бассейны, спорткомплексы и т.д.), пока не имеют конкретных источников финансирования. Это открывает отличные возможности для сотрудничества частного сектора и государства. Татьяна Чижик подчёркивает, что госорганы могут проработать эти проекты в формате ГЧП и обсудить их с банками и бизнесом. Если бизнес проявит интерес, можно будет формировать предложения для конкурсов. Евразийский банк развития готов поддерживать этот процесс и, если появятся реальные проекты, провести обучающие семинары, которые помогут разобраться, как сбалансировать интересы всех сторон. Главное условие банка — обучение должно быть сосредоточено на конкретных проектах, в реализации которых заинтересованы госорганы.
Одним словом, для успешного развития инфраструктуры нужно, чтобы власть и бизнес научились договариваться и эффективно сотрудничать.
Пресс-служба РСТИ