Минск вновь стал площадкой для оживленных дискуссий в сфере туризма с участием международных экспертов. На II Международном конгрессе туроператоров, собравшем специалистов из России и стран СНГ, обсуждались не только вопросы развития взаимных туристических потоков и установления общих правил игры. Внимание было сосредоточено на таких ключевых проблемах, как кадровый кризис, дефицит инфраструктуры, сложности визовой политики, а также на чрезмерной ответственности туроператоров и отказе страховщиков брать на себя часть их рисков. Как в условиях постоянной неопределенности сохранить и увеличить турпотоки? Как адаптироваться к новым реалиям, когда туристы самостоятельно бронируют отдых через онлайн-сервисы, минуя туроператоров? Как эффективно контролировать рынок, не загоняя его при этом в “тень”? И почему фонды персональной ответственности, созданные для защиты туристов, наглухо закрыты для самих туроператоров, которые их финансируют? Ответы на эти и многие другие вопросы искали на протяжении трех дней.
***
Туризм с “дружественными странами” в приоритете
На открытии конгресса выступили Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Беларуси Борис Грызлов и первый зампред Комитета Госдумы РФ по туризму Николай Валуев. Они оба подчеркнули, что туризм играет важную роль в экономике Союзного государства. Грызлов привел статистику: в 2023 году Беларусь посетили более 4,8 млн россиян, что составляет 85% всех иностранных туристов страны. Россияне продолжают оставаться основой турпотока в Беларусь даже после введения безвизового режима для европейцев.
На это направлен и новый закон о снижении финансовой нагрузки для туроператоров, работающих с “дружественными странами”, отметила Наталья Костенко, зампред Комитета Госдумы по туризму: “ Конечно, в первую очередь речь идет о Беларуси, Абхазии, и других сопредельных странах, где наши туристы чувствуют себя безопасно и комфортно, и где не нужны большие затраты на вывоз туристов в случае форс-мажоров. Надеюсь, до конца года закон примут”. Отметим, что данная инициатива была сформирована и формализована РСТ и РСТИ еще в рамках Первого белорусско-российского турконгресса в апреле 2023-го.
Неправильными решениями нужно тоже обязательно делиться
Олег Андрейчик, заместитель министра спорта и туризма Беларуси, подчеркнул, что сотрудничество между турбизнесом и органами власти - ключ к решению многих вопросов: “В последние годы в России, Беларуси и других странах СНГ сделано много для улучшения нормативно-правовой базы в туризме, чтобы это было понятно и удобно для туристов и операторов”.
В то же время председатель правления РСТИ Филипп Гулый подчеркнул, что за полтора года применения нового закона "О туризме" и связанных с ним документов, влияющих на индустрию гостеприимства, уже возникла необходимость адаптировать их к реальным процессам взаимодействия бизнеса в наших странах, чтобы развивать и упрощать предоставление услуг туристам.
Наталья Костенко при этом подчеркнула, что на диалог с властью нужно выходить тогда, когда бизнес между собой договорился и решил, что именно нужно урегулировать: “Где вы хотите брать ответственность, а где просите снять нагрузку”. Ошибочные решения принимают в любой стране. И, как заметил Филипп Гулый, ими тоже нужно обязательно делиться, чтобы понимать, в какую сторону точно не идти. Если диалога внутри системы нет, власти принимают решение исходя из своих позиций. Как отрицательный пример: доходы курортов Ставропольского края снизились до 90% процентов из-за того, что курортный сбор, который шел на развитие туринфраструктуры, заменили на турналог, который ушел в муниципальный бюджет. А все почему? Потому что бизнес в союзе с местной властью не высказывали своевременно свое компетентное мнение. “В итоге сегодня мы вводим налог с посетителей отелей, потом с горнолыжных курортов, потом с отдыхающих на пляжах”, - рисует перспективы Наталья Костенко, призывая турбизнес более активно участвовать в законодательных инициативах. И то, что конгресс проходит в международном формате, позволяет не только обменяться опытом, но и синхронизировать подходы, чтобы туроператорам было просто и удобно работать, а туристам - безопасно и с комфортом путешествовать.
Гостиницы нужно строить не там, где выгодно, а там, куда хочет ехать турист
Сегодня все страны СНГ развивают внутренний туризм. И это здорово. Андрейчик отметил, что по сравнению с 2019 годом в Беларуси вдвое сократился организованный выездной поток, но в два раза увеличился внутренний туризм. И это общий тренд для всех стран региона. И тут у нас тоже общая “боль”. А именно - нехватка номерного фонда.
- Да, внутренний туризм развивать нужно, но нам становится тесно, - замечает замгендиректора “БГ-туроператор” Ирина Костенко. - Номерного фонда мало, нас много, а туристов еще больше. И нехватка ощущается очень глобально. Плюс тарифы на объекты размещения на российских курортах растут со скоростью звука. И нет соотношения цены и качества. Давайте говорить об этом прямо, потому что многие средства размещения используют свою инфраструктуру до победного - ни реновации, никаких денежных вложений. Потом это все возвращается к нам как некачественное оказание туруслуг.
На что депутат Наталья Костенко предложила объединиться, чтобы совместно сформировать направления, куда хотят ехать туристы и где нужно развивать инфраструктуру, а не распылять ресурсы по стране в надежде, что предложение само найдет своего потребителя:
- Сейчас инвестор строит не там, куда хочет ехать турист, а где ему, в первую очередь, выгодно, исходя из возможностей приобрести землю, подключить электроэнергию и минимизировать коррупционные риски. Нам действительно нужно создать систему, способствующую формированию турпотока. Национальные маршруты превратились в профанацию — никто по ним не возит туристов. Давайте совместно будем определять эти маршруты вместо того, чтобы передавать это на откуп регионам, которые строят там, где есть инвестор. С одной стороны, наблюдается дефицит средств размещения, с другой — средняя загрузка отелей по стране всего 40%. Это реальность. В Сочи в октябре позакрывались отели — разве они не востребованы? Почему так происходит?
Абхазия побила все свои рекорды
Зато в Абхазии - расцвет туризма. Министра по туризму Теймураз Хишба похвастался, что побили даже советский рекорд: тогда в Абхазии было 40 тысяч койко-мест, а сейчас их 47 тысяч, количество мест размещения за 4 года увеличилось с 420 до 1025, а налоговые поступления превысили миллиард за счет мультипликативного эффекта: магазины, аттракционы и другие объекты, обслуживающие индустрию гостеприимства, увеличили свои налоговые платежи в 13 раз. «В 2021 году мы побили 30-летний рекорд - Абхазию посетило более полутора миллионов человек. В этом году мы снова приблизимся к этой цифре”, - говорит Хишба. Самыми загруженными курортами остаются Гагра, Пицунда, Гудаута и немного Сухум. В этом году открыли новый маршрут из Очамчира и новое туристическое направление в Ткуарчале, где нет моря, но много религиозных достопримечательностей. А скоро откроется Сухумский аэропорт, способный принимать с двух сторон, в том числе мощные самолеты класса “Руслан”. Министр поблагодарил за это туроператоров, которые работают в направлении Абхазии и помогают этот бизнес развивать: “Благодаря вам наши люди верят, что заниматься туризмом выгодно и безопасно, и уверенно смотрят в завтрашний день, стремясь строить более качественно и повышать уровень сервиса”.
Въездной туризм пострадал больше всего
В Беларуси тоже активно растет экспорт туруслуг благодаря российским туристам.
Лариса Петровская, директор витебской турфирмы "ИЛВА" отмечает, что к концу лета приняли около 8 тысяч россиян, тогда как в прошлом году их было всего 3,5 тысячи: И россияне продолжают активно бронировать туры: "На Новый год почти все уже распродано. Экспорт туруслуг по сравнению с прошлым годом вырос больше, чем в два раза”. О притоке туристов из России в Казахстан рассказала и Инна Рей, директор фонда “Туристик Камкор”: “До 60 тысяч человек за прошлый год мы привезли только в Актау из России. Я считаю, это классные цифры. Конечно, на миллионах это, наверное, не очень отражается, но факт, что эти люди приехали организованно, говорит о многом”. Одним словом, россияне составляют львиную долю иностранных туристов не только в Беларуси, но и во всех странах СНГ.
А вот половину въездного потока России формируют сейчас китайцы. Как сейчас распределился туррынок, гендиректор туроператора “Интурист” Александр Мусихин показал на примере своей компании: “В 2019 году у нас был 50% выезд, 30% инкаминг и только 20% внутренний туризм. На сегодняшний день это 45% выезд, 45% внутренний туризм и только 10% это въезд. К сожалению, именно въездной сегмент больше всего пострадал из-за пандемии, и, соответственно, санкций”.
Кто приезжает сейчас в Россию? По линии “Интуриста” 60% это туристы из Китая, 10% - ОАЭ, 7% из Ирана, 7% из Индии, 4% из Саудовской Аравии: “И, что нас радует, в этот шорт-лист по нашей линии, добавилась и Беларусь, - замечает Александр Мусихин. - 2% в продажах организованных туров занимают белорусы. Прежде всего, это Краснодарский край, ну и, конечно же, Москва”. Но растет интерес белорусов ко всей территории России. “Это уже не только традиционные Карелия, Москва и Санкт-Петербург, но и Нижний Новгород, Казань, Смоленск, Псков, Калуга, Ярославль, Печора и другие города, расположенные в пределах 8-9 часов езды”, говорит Лариса Петровская.
Безвиз для самых перспективных рынков
Чтобы стимулировать въездной туризм, Александр Мусихин предложил отменить визы для самых перспективных рынков - Китая, Ирана и Индии.
Заместитель директора департамента МИД Степан Кузьменков на это ответил, что визы должны отменяться на взаимных условиях, чтобы сохранить баланс и паритет.
Хотя в свое время Казахстан в одностороннем порядке ввел для этих стран “безвиз” на 14 дней, и еще для 54 стран - 30-дневный, и тоже в одностороннем порядке. И в самой России не всегда и не везде этот принцип соблюдается. Например, россияне едут в Турцию без виз, а граждане Турции для поездок в Россию должны оформлять визы. Да и опыт Беларуси по безвизовому режиму для европейских туристов показывает, что иногда полезно делать шаги навстречу первыми. «В июле этого года мы отменили визы для 35 стран Европы, - поделился с участниками конгресса Олег Андрейчик. - Они на нас накладывают санкции, а мы отменяем визы, и это работает. Люди постепенно поехали, потоки из некоторых стран выросли довольно заметно, так что это было верное решение. Например, туристов из Великобритании у нас стало больше в два раза, из Швейцарии – в 2,5 раза».
Электронная виза должна быть многократной
Еще один стимул для турпотока - многократная электронная виза.
- Электронные визы уже показали свою эффективность. Мы увидели рост продаж именно после их введения. Количество отказов по ним минимальное (меньше 1 процента), и она обходится иностранцам в три раза дешевле традиционной визы, которая составляла 150-300 долларов, а электронная - порядка 50 долл. И если сделать электронную визу многократной или хотя бы двукратной, это позволит организовывать туры через несколько стран, например, Россия-Беларусь, Россия-Казахстан.
Это очень актуально с учетом того, что взаимное признание виз между Россией и Беларусью уже больше года “на финальной стадии”. А вопрос по трансграничным маршрутам для граждан третьих стран постоянно на повестке дня.
- Раньше индийские туристы очень любили такие маршруты благодаря хорошим акциям и казахским авиалиниям: две страны в одном туре посещать было вдвое дешевле, чем по отдельности. Акции закончились, а маршрут они запомнили, - рассказывает Александр Мусихин. - А туристам из Китая будет интересно совместить поездку в Беларусь с посещением России. Сейчас иностранцы, приезжая в Беларусь по безвизу или по белорусской визе, не могут посетить одновременно и Россию.
Дефицит кадров: вызов для отрасли
Еще один острый вопрос, затронутый на конгрессе, - кадровый голод, который ощущают и туроператоры, и турагенты, и отельеры. Пандемия внесла существенные коррективы: пришлось сократить численность сотрудников. И те, соответственно, ушли в другие сферы деятельности. Все понимают, что туризм не является высокодоходным бизнесом. И вернуть сотрудников банальным повышением заработной платы не получится.
“К сожалению, быстрого и универсального решения данной проблемы, наверное, нет. Поэтому каждый из нас борется с этой проблемой в одиночку. Я считаю, что и в этом нам стоит объединяться”, - говорит гендиректор “БГ-Туроператор” Ирина Костенко.
- Понятно, что IT не стоит на месте. Есть искусственный интеллект, аудиогиды, чат-боты и так далее. Но есть такие профессии, как гиды, референты, которых, к сожалению или к счастью, никто не заменит, - добавляет Александр Мусихин. - Пока объем иностранных туристов достаточно небольшой. Он практически в 10 раз меньше, чем был до пандемии. Но когда он начнет восстанавливаться более существенными темпами, я думаю, что дефицит именно гидов-экскурсоводов, гидов-переводчиков, скорее всего мы почувствуем по самым большим рынкам.
Финансовые гарантии: нужна гибкость
Одним словом, между странами СНГ въездной и выездной туризм растет, летают самолеты и, несмотря на санкции, бизнес развивается. Но у всех нас схожие проблемы. А подходы к их решению - разные. А к некоторым и вовсе не выработаны. “Например, для всех наших стран в новинку и не определено законодательством все, что связано с онлайн-торговлей и агрегаторами, куда туристы часто уходят в "самостоятельное плавание", и где защищенность туристов под большим вопросом, - говорит Филипп Гулый. - В России и Казахстане уже накоплен значительный опыт по механизмам фингарантий, фондам ответственности и возвращению туристов на родину в случае банкротств туроператоров. Для нас эта система нова. В Беларуси фонды появились только в 2023 году. Взносы в них крайне малы – 0,2% от оборота. Это необременительно для бизнеса, но если случится непредвиденная ситуация, последствия могут быть катастрофическими, как у соломенного домика Ниф-Нифа. Поэтому очень хорошо, что мы можем опереться на опыт коллег в этих вопросах”.
- Когда в 2017 году появился наш фонд, рынок воспринял это очень негативно, и многие задавались вопросом: «Зачем это нужно?», - говорит председатель казахского фонда “Туристик Камкор” Инна Рей. - Было сложно объяснить, но пандемия и политические события стали лучшей иллюстрацией того, зачем мы все это делали. Сейчас мир очень изменчив, и там, где будут предоставляться надежные гарантии безопасности для туристов, будет больше привлекательности для поездок.
Российская система фондов тоже доказала свою эффективность, но мир не стоит на месте и любой механизм должен развиваться, уверен директор ассоциации “Турпомощь” Александр Осауленко. Туроператоры интересуются: почему они не могут воспользоваться своей же подушкой безопасности, не доводя ситуацию до банкротства?
“Я согласна, что должна быть какая-то ответственность, подушка безопасности туристов, но она же не должна расти до уровня перин, - говорит директор компании “Пегас-Туристик” Анна Подгорная, которой ни один раз приходилось собственными силами вывозить туристов из Турции и Египта, не имея возможности воспользоваться накопленными в фонде средствами. - Бизнес не понимает, как можно заморозить деньги. Они должны работать на развитие бизнеса, а не лежать мертвым грузом, пусть даже на депозите”.
В поисках новых решений
II Международный конгресс туроператоров показал, что, несмотря на санкции и глобальные вызовы, туризм в странах СНГ продолжает развиваться. Однако ключевые вопросы – от финансовых гарантий до визовых режимов и дефицита кадров – требуют совместных решений. Наталья Костенко предложили создать постоянный (а не ежегодный) формат для обмена идеями и выработки единых правил, чтобы сделать индустрию более устойчивой и привлекательной, подчеркнув, что Минск уже стал для этого очень хорошей рабочей площадкой.
Туризм – это не только про путешествия. Это сложная и динамичная сфера, требующая не только вложений, но и гибкости в адаптации к новым вызовам. И обсуждения на конгрессе показали, что таких вызовов в ближайшем будущем будет немало.
Пресс-служба РСТИ
Организаторы конгресса: российская Ассоциация “Турпомощь” и Республиканский союз туриндустрии
Генеральный партнер - БелВЭБ