20 февраля, 2025

Как изменить аттестацию экскурсоводов, чтобы выиграли и туризм, и туристы?

В последние годы турпоток в Беларуси растёт — как внутренний, так и внешний. Особенно активно приезжают российские туристы, среди которых всё больше самостоятельных путешественников. Из-за этого вырос спрос на экскурсии, но туроператоры и гиды не всегда могут его удовлетворить, не нарушая законодательства об экскурсионной деятельности.

В то же время, количество экскурсоводов в стране постоянно растет: за пять лет на 40% (1226 аттестованных специалистов!), однако в турфирмах жалуются на дефицит. С бейджами – много, а профессионалов – мало.

Высокий спрос привёл к росту желающих стать экскурсоводами или защитить дополнительный маршрут. Это увеличило нагрузку на Национальное агентство по туризму, которое проводит аттестации. В 2024 году их было 21, на 2025 год запланировано 20. Комиссия работает на пределе возможностей, но экскурсоводы всё равно сталкиваются с очередями и долгим ожиданием. Отметим, что аттестационная комиссия работает на общественных началах, в дополнение к своей основной деятельности. И мы можем только поблагодарить коллег за их важный и непростой труд!

Старые и новые реалии

В 2006 г. система аттестации экскурсоводов задумывалась как полезный инструмент, который и качество экскурсий должен был повысить, и на «сером» рынке навести порядок. Однако со временем ситуация на туристическом рынке менялась под влиянием внутренних и внешних событий, вместе с которыми изменялись и подходы к аттестации и контролю.

Сегодня аттестация экскурсоводов состоит из двух этапов. Необходимо пройти тестирование на компьютере, где нужно правильно ответить на не менее 60% от общего количества вопросов по истории, географии, архитектуре, религии, методике проведения экскурсий и т.д. Еще лет 10 назад в базе было чуть более 100 заданий, и их можно было заучить. Сейчас это достаточно значимое количество вопросов, которые варьируются и включают карты, логические схемы, что делает их запоминание сложнее. Но есть методические рекомендации с примерами заданий (без ответов), что теоретически позволяет будущим экскурсоводам «натаскать» себя на правильные ответы.

Второй этап – это устное собеседование, когда претендент демонстрирует комиссии знание методики и техники проведения экскурсий, ораторское искусство и культуру речи. При этом важный фактор - знание контрольного текста экскурсии. К вольному трактованию могут быть вопросы, а поэтому некоторые претенденты для надежности стремятся чуть ли не дословно воспроизводить фрагменты утвержденного контрольного текста. Однако при таком подходе можно получить не профессионалов, а людей, вызубривших текст.  Но чем тогда экскурсовод отличается от аудиогида?

Важно отметить, что нельзя один раз пройти аттестацию и водить экскурсии по всему Минску, не говоря уже обо всей стране. Необходимо по каждому маршруту вновь доказывать свою компетенцию (тест повторно сдавать не нужно). Хочешь свернуть с маршрута – иди заново сдавай экзамен. То есть бейдж экскурсовода не дает вотум доверия специалисту рассказывать туристам про свой город. Даже дорога до Кургана Славы требует отдельной аттестации. И так по каждому маршруту. А их уже – сотни! Например, только по одному Минску – это «Минск – столица Республики Беларусь», «Минск спортивный», «Минск театральный», «Минск еврейский (Ле Хаим)» и др. Есть экскурсоводы-рекордсмены, которые ходят на аттестацию на протяжении всей жизни – защитили по 20-30 тем-маршрутов. Поскольку проходит она не каждый месяц, а в регионах и вовсе – раз в год. Не смог прийти – следующей аттестации ждать можно и полгода, и то, если будет «свободное окошко».

При этом методика ведения экскурсии одинакова для Минска и для Орши. Если человек умеет и может проводить экскурсию, то он проведет ее везде, тем более, имея уже опыт работы. Вопрос только в уровне подготовки и наличии соответствующих знаний.  

Изначально контрольные тексты задумывались как опора для экскурсоводов, для создания на их основе своего индивидуального экскурсионного рассказа. Однако сегодня многие сдающие используют именно контрольный текст на аттестации, так как это проще для соискателя. Ряд из этих текстов писались 10 и более лет назад и ни разу не обновлялись, однако отметим, что процесс обновления текстов проходит регулярно, но все сразу охватить невозможно.

Есть проблема с авторскими, в том числе нестандартными тематическими экскурсиями, утвержденных контрольных текстов которых не существуют, однако они пользуются спросом у индивидуальных туристов. Их, конечно же, можно аттестовать, однако экскурсоводы опасаются, что их уникальные авторские разработки станут доступными многим. В итоге авторские маршруты уступили место стандартным.

Дискуссионной является и ситуация с турами на различные события (фестивали, концерты, народные праздники и пр.): является ли это экскурсией, можно ли работать по договору экскурсионных услуг, если программа не предусматривает экскурсии на иные объекты, а только посещение самого события? Если это все же относится к экскурсии, то тогда нужна аттестация и контрольный текст, что на практике фактически невозможно осуществить из-за специфики данного вида туризма.

Нелегальные экскурсии

Сегодня сложилась ситуация, что какие-то экскурсии в Беларуси формально могут не соответствовать требованиям законодательства в той или иной степени. Отметим наиболее  типичные.

Первая – граждане, работающие без аттестации (в том числе и зарубежные экскурсоводы и сопровождающие туристических групп, белорусские таксисты и т.д.).

Вторая – аттестованные экскурсоводы, которые водят не по своим маршрутам или с отклонением от утвержденного. Каждое действие во время экскурсии расписано поминутно, включая слова, которые необходимо произнести, и объекты, которые нужно показывать. Импровизация на маршруте – это может быть проверяющим расценено как формальное нарушение, за которое могут лишить бейджа. Такое «штучное» отношение к экскурсиям уничтожает креативный потенциал и индивидуальность профессионалов. В итоге ситуация абсурдная: чтобы работать, приходится указывать в договоре популярное, но шаблонное название вроде «Минск – столица Республики Беларусь», а по тихим улочкам творческой Осмоловки или по мистическим местам Минска водить на свой страх и риск. И некоторые на такой риск идут, ведь в туризме очень часто клиенту нужно что-то нестандартное прямо сейчас или завтра. Предугадать подобный заказ экскурсии и его аттестовать в срок – невозможно. Экскурсоводы сталкиваются с проблемой – отказать и потерять клиента (деньги) или рисковать.

Третья ситуация – проведение экскурсий без заключения договора на оказание услуг.

Если в первом и третьем случаях все очевидно – это однозначное нарушение, чего не должно быть, то со второй описанной ситуацией выходит уже не так просто.

Кто становится экскурсоводом?

Одна из острых тем - образовательный уровень соискателей. Лишь небольшая часть экскурсоводов имеют высшее образование в профильной сфере (история, география), и еще часть – в смежных дисциплинах. Остальные либо вовсе не связаны с этой научной сферой, либо проходят краткосрочные курсы, где уровень подготовки – подтянуть базовые знания по истории, географии, экскурсоведению. Максимум практических знаний – это тренировочная экскурсия по Минску. 

Некоторые кандидаты приходят на аттестацию просто так или по разнарядке, не всегда подготовленные. А уж будут ли они дальше работать – дело десятое. Кому-то повезло, и в одном районе обрели хорошего специалиста. А в другом аттестовали случайного специалиста, который приехал по распределению и даже не знает названия местных деревень или сам никогда не посещал объекты маршрута. Туроператоры сталкивались даже с такими прецедентами, когда гид проводил экскурсию, читая текст с листа.

Сегодня на экскурсовода кто только не идет – от охранника гостиницы до фитнес-тренера. Стоит ли от них требовать индивидуальных текстов экскурсии? Половина соискателей не умеют писать тексты такого уровня. А авторская экскурсия должна быть оформлена как полноценная научная работа объемом не менее 40 страниц, с техкартой, ссылками, рецензиями (требованиями ВАК к тексту).

 Отсюда возникает закономерный вопрос: должны ли экскурсоводы быть профессионалами, глубоко понимающими историю и культуру, или это ремесло теперь доступно любому, кто технически в состоянии сдать экзамен? Конечно, рынок таких быстро отсеивает. А отсюда также и дефицит экскурсоводов. За прошлый год было аттестовано 195 новых экскурсоводов. Сколько из них реально работает на рынке и проводит экскурсии?

Как решить проблему?

В других странах подходы к аттестации экскурсоводов гибче. Например, в Чехии достаточно зарегистрировать ИП, и рынок сам отсеет непрофессионалов. В Швеции обязательные полугодовые курсы завершаются аттестацией. В России, с которой мы стремимся унифицировать подходы и законодательство, аттестация изменилась и проводится по регионам. Экскурсоводы показывают знания маршрутов и региональной истории, а фиксированных текстов на заучивание нет. Хочешь вести экскурсию по «Золотому кольцу» России – аттестуйся по всем пяти областям, по которым оно проходит. 

Возможно, и в Беларуси стоит частично перенять этот опыт. Вместо экзамена по каждому из возможных маршрутов можно ввести 7 аттестаций – по каждой области и столице. И проверять не заученный текст, а знания ключевых фактов, объектов и маршрутов региона, методику проведения экскурсии, манеру общения, харизму и умение работать с аудиторией. Собеседование должно быть направлено на выявление этих навыков и ключевых компетенций, а не на знание отдельных мелких деталей, что не характеризует экскурсовода как профессионала. Для этого нужны четкие критерии оценки, по которым комиссия оценивает соискателя: компетентность, качество подачи материала, культура речи, умение отвечать на вопросы. Соискатель должен понимать, что от него требуется, а комиссии – действовать по единому стандарту. Важно дать претенденту обратную связь, чтобы в случае неудачи он понимал, какой компонент нуждается в улучшении.

 Добавить в тестирование блок знаний по каждой области – не сложно, особенно, если взять пример с российской системы, где все подтемы уже расписаны. А аттестацию можно проводить на базе областных управлений спорта и туризма, привлекая к комиссии местных историков и методистов. Тем более, в каждом областном центре есть университеты с квалифицированными специалистами, которые могут обеспечить надлежащий уровень оценки знаний. Региональные комиссии могут собираться несколько раз в год, по мере необходимости. Например, в Могилеве – дважды в год, в Бресте и Гродно – трижды. Это снимет нагрузку с комиссии в Минске и сократит очереди на сдачу. Тем более и сейчас аттестационная комиссия уже работает в областях по схожему принципу, привлекая местных специалистов. Опасения, что в регионах комиссии будут предвзятыми, не обоснованы. Местные специалисты отлично знают особенности своего региона и способны оценить экскурсоводов объективно (тем более и тексты по регионам пишут представители этих регионов).

Еще одним решением может стать институциональный, а не персональный подход к формированию комиссий, что может обеспечить при необходимости постоянную ротацию состава и, соответственно, увеличить количество проводимых аттестаций.

ТИЦ должен стать опорой для экскурсоводов, а не контролирующим органом

Получить аттестацию – это только начало пути для экскурсовода. Если мы хотим улучшить качество их работы, важно не останавливаться на аттестации. Хороших специалистов нужно готовить дальше, помогать им развиваться и «дошлифовывать» их мастерство. В идеале туристические информационные центры (ТИЦ), которые создаются в районах, могли бы взять на себя роль методической поддержки: помогать с созданием маршрутов, предоставлять актуальные материалы, приглашать специалистов для проведения тренингов и обмена опытом. Такой подход не только упростит жизнь экскурсоводов, но и сделает их работу более профессиональной и качественной. Сейчас эти задачи часто остаются без внимания или возлагаются на общественные организации, что явно не закрывает все потребности. Правда, все это возможно только при наличии кадров с необходимыми для этого компетенциями.

Итог

Изменения системы аттестации могли бы устранить существующие сложности,  позволив экскурсоводам работать честно, без страха нарушить правила, а туристам – получать качественный и разнообразный продукт. Ведь в действительности, чтобы аттестовать всех желающих и не сталкиваться с подобными ситуациями в будущем, есть только два варианта – увеличить количество проводимых аттестаций, в том числе путем создания областных комиссий, либо изменить подход к аттестации (вместо защиты каждого маршрута – территориальный принцип). Последнее предполагает оценку на устном собеседовании методики и техники проведения экскурсии, которые одинаковы и не зависят от конкретных маршрутов, а также специального блока знаний по региону.

Пресс-служба РСТИ

Post Views: 438
Прокрутить вверх