


С 1 сентября 2025 года российские туроператоры, отправляющие туристов в дружественные сопредельные страны, получат льготы, аналогичные тем, что действуют для внутреннего туризма. Соответствующий закон принят Государственной думой РФ. Перечень таких государств, как ожидается, утвердит правительство России — в него могут войти и Беларусь, и другие страны СНГ.
Суть изменений — в снижении финансовой нагрузки на туроператоров. Теперь те из них, кто работает исключительно с направлением «дружественные соседние страны», смогут оформлять финансовое обеспечение на сумму 500 тысяч рублей — столько же, сколько требуется для внутреннего и въездного туризма. Тогда как ранее они должны были получить страховку на 50 миллионов рублей или 5% от стоимости всех туров как для выездного туризма.
Как пояснил вице-президент Российского союза туриндустрии Георгий Мохов, новые правила особенно актуальны для туроператоров, работающих с близкими странами, популярными у россиян: Абхазией, Беларусью, Казахстаном, Азербайджаном, Узбекистаном и др.
«Если туроператор продаёт туры исключительно в страны из утверждённого списка, его расходы на финансовые гарантии могут сократиться в десятки раз», — отметил он.
Однако у послаблений есть условия. Турпродукт не должен включать другие государства, кроме тех, что войдут в правительственный перечень. В списке потенциальных «дружественных» стран — преимущественно соседи России, включая Беларусь, Армению, Казахстан, Китай и Монголию. Но окончательный перечень пока не опубликован.
По мнению РСТ, новая норма не только снизит непомерную финансовую нагрузку на бизнес, но и простимулирует развитие турпотока в страны ближнего зарубежья, в том числе в Беларусь — одно из популярных направлений у российских туристов. В союзе подчеркивают, что логистика в соседние государства проще, а риски для туристов — ниже, чем при дальнем выездном туризме.
Эксперты уверены, что эти изменения дадут дополнительный импульс сотрудничеству с дружественными странами, и компании смогут инвестировать высвободившиеся средства в развитие новых маршрутов и сервисов, увеличение турпотока и расширение предложений.




