20 октября, 2025

Пора меняться: изучаем опыт Перми в вопросах аттестации экскурсоводов

Белорусская система аттестации экскурсоводов испытывает сложности в реалиях современного туристического рынка. Обязательная защита каждого маршрута и, как следствие, перегруженная комиссия и возникшие очереди на сдачу, тормозят развитие отрасли. Туроператоры жалуются на дефицит кадров, а сами экскурсоводы — на бюрократию.

Между тем в России уже три года во всех регионах действует новая система аттестации, основанная на территориальном принципе и гибких критериях оценки. 

Во время Дней культуры Перми в Минске мы обсудили этот опыт с представителем пермской туристической отрасли — Екатериной Шестаковой, доцентом Высшей школы экономики, руководителем трека “Менеджмент индустрии впечатлений”,  директором туроператора «Белый камень» и членом аттестационной комиссии.

Напомним, что РСТИ еще в мае подписал соглашение о сотрудничестве с Центром развития туризма Пермского края, и обмен опытом активно продолжается с другими российскими регионами. Синхронизация подходов к аттестации экскурсоводов — одна из задач на перспективу.


Как это устроено в Перми

В России аттестация экскурсоводов проводится на региональном уровне: каждый субъект федерации формирует собственную комиссию и утверждает порядок прохождения процедуры. Основные требования к соискателю опубликованы на сайте Министерства по туризму Пермского края. Кандидат должен иметь высшее или среднее специальное образование любого профиля и пройти курсы повышения квалификации или переподготовку по экскурсоведению.

Как и в Беларуси, экзамен проходит в два этапа: для новичков — тестирование и устный экзамен, для опытных специалистов (со стажем не менее трех лет) — только практическая часть - презентация фрагмента экскурсии.

Главное отличие от белорусской модели — аттестация по территории, а не по маршрутам. Экскурсовод подтверждает право вести экскурсии либо в пределах округа, либо по всему краю, а не по отдельным экскурсиям. Это избавляет от необходимости многократных «защит» и даёт свободу в обновлении маршрутов под запросы туристов.


Как проходит экзамен

Вопросы для практической части составлены по муниципальным образованиям и отражают приоритетные направления экскурсионного туризма региона - 14 самых туристических городов и округов.

Если экскурсовод претендует на право работать по всему Пермскому краю, он тянет билет «вслепую» и рассказывает о любом объекте в этом округе из утвержденного перечня. Если аттестация проходит по одному муниципальному округу, соискатель сам выбирает, о какой достопримечательности рассказать.

«Нужно назвать автора объекта, дату создания, ключевые факты, исторический контекст, показать методику показа или рассказа. Можно использовать технологическую карту — фотографии, схемы, иллюстрации. Время выступления — до 10 минут. Это фрагмент экскурсии, который кандидат готовит заранее. Основное внимание комиссия уделяет профессиональным компетенциям — умению выстраивать повествование, владению методикой экскурсионного показа и работе с аудиторией», — поясняет Екатерина Шестакова.

У экзаменаторов есть таблицы с критериями оценки — около десяти пунктов. Всё прозрачно: за каждый критерий выставляются баллы, формируется итоговая отметка. 

- Если экскурсовод демонстрирует уверенные знания и методику, значит он сможет качественно провести экскурсию и по другим объектам. Поэтому мы подтверждаем его право работать на всей территории, а не по конкретному маршруту.  Одни и те же объекты могут входить в десятки разных программ, и проверять каждый маршрут отдельно было бы неэффективно», — отмечает Шестакова.

Если экскурсовод планирует работать сразу, например, в Пермском крае и Свердловской области, на экзамене присутствуют представители обеих территорий (часто онлайн). Кандидат тянет по одному вопросу из каждого региона и отвечает по двум объектам.

Почему система работает

По словам Екатерины Шестаковой, ключ к эффективности — качественный состав комиссии исключительно из практиков туротрасли, половина из которых - кандидаты наук.
«В нее входят 13 человек — сотрудники Министерства по туризму, представители музеев, университетов, культурных организаций и профессиональные экскурсоводы. Это позволяет избежать субъективности и сделать процесс устойчивым. Для кворума необходимо присутствие не менее половины членов комиссии, хотя, как правило, присутствуют  70-80%», — уточняет она.

Аттестация проводится раз в два-три месяца, по мере набора заявок, а не по фиксированному календарю. Это позволяет гибко реагировать на спрос и избегать очередей. Повторная аттестация требуется раз в пять лет для подтверждения квалификации.

Вопросы и критерии унифицированы, решение принимается коллегиально, а обратную связь соискатель может запросить после экзамена через Министерство по туризму. За три года, по словам Шестаковой, апелляция понадобилась лишь три раза — в остальных случаях причины отказа очевидны уже в процессе защиты. Если соискателю было отказано в аттестации, ближайшие полгода он не имеет права повторно проходить ее.  


Что стоит перенять Беларуси

Сегодня такая модель, как в Перми, применяется во всех регионах России и поддерживается профессиональным сообществом: простая, понятная, но при этом позволяет оценить реальные знания и умение работать с материалом. Она обеспечивает высокий стандарт подготовки, гарантирует компетентность специалистов и открывает доступ к работе по всему региону.

Для Беларуси переход (или по сути возврат) от маршрутной к территориальной модели стал бы шагом вперёд. Сделать это можно без потери качества, сохранив контроль и профессиональные стандарты. Это позволило бы снять возросшую нагрузку с Национального агентства по туризму, сократить очереди и мотивировать экскурсоводов к профессиональному росту.Опыт Перми показывает: аттестация может быть не барьером, а инструментом развития. Территориальный принцип даёт больше свободы и гибкости при разработке и реализации новых маршрутов, включая уникальные авторские.

Пресс-служба РСТИ

Post Views: 42
Прокрутить вверх