Промышленный туризм перестал быть точечным явлением — сегодня это инструмент имиджа, инвестиций и профориентации. Но вместе с ростом интереса к «открытым заводам» возникает вопрос: кто будет готовить специалистов для этой сферы и как сделать экскурсии на предприятия безопасными?

Форум «Открытая промышленность: стандарты безопасности. Эксперты нового поколения. Синергия роста», прошедший в Москве, собрал экспертов из России, Беларуси и Казахстана. Участники говорили не столько об успехах, сколько о проблемах — подготовке кадров, сертификации и выработке единых стандартов безопасности.
Кто должен вести за проходную: экскурсовод или инженер
Руководитель программы по развитию промышленного туризма Агентства стратегических инициатив Ольга Шандуренко отметила, что отрасль переживает заметный рост.
«Если пять лет назад мы обсуждали, а зачем это вообще нужно предприятиям и насколько это безопасно, то сегодня две тысячи предприятий принимают более двух миллионов посетителей в год. Это уже не разовые акции, а системная работа», — подчеркнула она.
Одним из знаковых проектов стало совместное издание с Белорусским институтом стратегических исследований путеводителя по промышленному туризму “Две страны, тысяча заводов”, который объединяет более 50 предприятий России и Беларуси и рассказывает об их промышленной кооперации и туристическом потенциале. На прошедшем в Минске Иннопроме он был представлен на китайском и английском языках. «Это прорывной проект Союзного государства, демонстрирующий блестящий методологический опыт развития промышленного туризма», — отметила Шандуренко.

Однако на новом витке роста у программы “Открытая промышленность” появилась своя «точка боли» — нехватка специалистов. Кто должен вести людей за проходную — профессиональные гиды, плохо разбирающиеся в технологиях, или инженеры, не умеющие работать с публикой? И тот, и другой подход, по мнению Шандуренко, имеет свои плюсы и минусы. По её словам, от того, кто и как ведёт экскурсию, зависит не только впечатление, но и интерес к профессии и отрасли в целом:
«Нет второй попытки произвести первое впечатление. То, как школьник, студент, партнер или инвестор впервые увидит завод за проходной, как ему расскажут и преподнесут информацию, может определить его отношение к промышленности на годы вперёд».
Для Беларуси тема тоже актуальна. Почти сотня предприятий уже принимает экскурсии. Количество посетителей растет ежегодно: в 2024-м почти 267 тысяч человек — это на четверть больше, чем годом ранее. Но штатных специалистов по промтуризму — единицы. Чаще всего этим занимаются сотрудники отделов кадров, маркетологи или идеологи, для которых экскурсии — дополнительная нагрузка.
«Нам проще научить заинтересованных специалистов работать с туристами, чем экскурсоводов — понимать технологические процессы и специфику производства. Никто не расскажет про предприятие лучше, чем тот, кто на нем работает», — отметил заместитель председателя правления Республиканского союза туриндустрии (РСТИ) Дмитрий Скворчевский.
По его мнению, ключ к успеху — подготовка кадров прямо на предприятиях, где сотрудники знают производство изнутри. При этом важно выделять такие должности отдельно — это позволит сделать промтуризм самоокупаемым направлением.
«Сегодня актуальна переподготовка действующих работников, которые смогут вести заявки, проводить экскурсии и развивать промышленный туризм на местах. А на перспективу стоит задуматься о создании профильных образовательных программ — например, в технических или аграрных вузах, готовя экспертов по промтуризму с нуля, при участии экспертов турбизнеса», — добавил Скворчевский.
Центр развития промтуризма откроется на МТЗ
Одной из ключевых новостей форума стало решение о создании Центра развития промышленного туризма на базе Минского тракторного завода. Центр займётся подготовкой специалистов по экскурсионному сопровождению на предприятиях, разработкой образовательных программ, проведением мероприятий по развитию промышленного туризма и обмену опытом работы в данной сфере.
На выставке Иннопром в Минске было подписано соответствующее соглашение между МТЗ и институтом «Кадры индустрии».

«Белорусский институт стратегических исследований и Республиканский союз туриндустрии поддерживают данный проект в методической и информационной части. Вместе с коллегами участвуем в подготовке программ для будущих специалистов промтуризма», — отметил Дмитрий Скворчевский.
Безопасность и стандарты
Пока в России и Беларуси нет единого подхода к подготовке экскурсоводов и специалистов по промтуризму. Где-то экскурсии ведут инженеры, где-то — профессиональные гиды. Но общих стандартов и системы аккредитации пока не существует.
«Сегодня открываются десятки курсов — от 16-часовых до целых программ бакалавриата. Но чему конкретно учат? Кто проверяет качество?», — задается вопросом генеральный директор MICE Market Сергей Рыжов.
Эксперты предлагают ввести аудит образовательных программ при участии АСИ и Минпромторга, а также создать единый классификатор опасности предприятий и стандарты по технике безопасности для туристов. Длинные инструктажи не приемлемы во время экскурсий, но при этом нельзя допустить формального подхода. По сути, предприятия должны будут проверять свои экскурсии так же строго, как технологические процессы.
«Важно не просто открыть ворота завода, а сделать это грамотно, безопасно и полезно для всех. Промтуризм — это не прогулка по цехам, а инструмент профориентации, HR и маркетинга, — подчеркнул Рыжов.- Предприятия чаще всего рассказывают про технологический процесс, не учитывая запросы аудитории, а ведь для туристов, школьников, бизнес-групп и иностранцев информацию нужно преподносить по-разному».
Промтуризм как инструмент кадровой политики
Отдельное внимание уделили моногородам, где промышленные экскурсии могут стать драйвером развития и профориентации. По данным ВЦИОМ, 55% россиян хотели бы посетить заводы и фабрики, а значит, у направления есть огромный потенциал — не только туристический, но и кадровый.
«Сегодня школьники приходят на экскурсию, а через десять лет они могут стать нашими инженерами. Важно, чтобы на таких визитах они видели будущее и понимали, какие профессии будут востребованы», — отметил Рыжов.
Он предложил добавить в экскурсионные программы профориентационные элементы и проводить отдельные туры для учителей и родителей — тех, кто помогает подросткам делать выбор профессии.
Форум завершился предложением создать федеральный проект «Открытая промышленность», который объединит развитие промышленного туризма, профориентацию и брендинг промышленности Союзного государства.
«Мы видим, что предприятия уже вышли за рамки экскурсий. Они создают проекты, которые формируют промышленно-культурный код страны, — подчеркнул Рыжов. — Настало время говорить о промышленности не только как о месте работы, но и как о бренде наших государств», — уверен Сергей Рыжов.
Промтуризм перестает быть локальным экспериментом и становится частью промышленной политики. И сегодня вопрос не в том, “быть или не быть”, а в масштабировании, подготовке кадров и тиражировании лучших практик.
Пресс-служба РСТИ




